52 Этническая ноосфера, но мнению В. И. Вернадского, всегда держит людей определенной национальности, настроенных на ее волну, в области общих интересов, традиций и обычаев данного народа. Под влиянием различных факторов она может деформироваться, сжиматься, но всегда имеет тенденцию к восстановлению и развитию, важнейшим условием чего выступают взаимодействие и взаимопроникновение с другими этническими ноосферами, в совокупности составляющими ноосферу Земли [65]. Сила, тормозящая интеграционные процессы и заключающаяся в признании национальной исключительности, — национализм. В. Соловьев писал: «Народность, или национальность, есть положительная сила, и каждый народ по особому характеру своему назначен для особого служения. Различные народности суть различные органы в целом теле человечества... Но если члены физического тела только в басне Менения Агриггпы спорят между собою, то в народах — органах человечества, слагаемых не из одних стихийных, а также из сознательных и волевых элементов, — может возникнуть и возникает действительно противоположение себя целому, стремление выделиться и обособиться от него. В таком стремлении положительная сила народности превращается в отрицательное усилие национализма... Национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества, которое всегда окажется сильнее отдельного народа» [277, с.211] Национализм — это попытка смотреть на мир не через призму общечеловеческих (интерсоциальных) ценностей (О. Лешер) [186], а через призму ценностей своей нации. Все это свидетельствует о том, что межкультурные отношения — процесс противоречивый. С одной стороны, этнос стремится сохранить самобытность своей культуры; с другой — происходит взаимодействие культур, их диалог, взаимообогащение. При этом взаимообогащение связано с выделением всеобщего, т.е. того, что объединяет людей. Каждый народ вносит свою лепту в сокровищницу мировой культуры. |
1.2 Этнокультурные предпосылки формирования культуры педагогической деятельности Культура педагогической деятельности вызывается не только социокультурными предпосылками развивающегося общества, но и этнокультурными, этнопедагогическими процессами, происходящими в нем. Их изучение предполагает рассмотреть понятие об этносе, особенностях его развития; межкультурные процессы в этносе и их отражение в этнопедагогике. В интервью «Человечество превыше всего», отвечая на вопрос: что такое человечество и почему оно существует так долго, почему, будучи совершенно неподготовленным к реальной жизни в природных условиях планеты, оно оказалось на ней господствующим видом, Л. Гумилев отвечал: «Потому, что структура человечества мозаична. Оно состоит не из особей,... а из этносов, из системных ценностей, которые очень индивидуальны». Ученый описал источник возникновения этноса — пассионарность, т.е. внутреннее стремление к совершению деяний (99, с. 17). Этнос — это социальная система, стремящаяся к внутренней замкнутости. Этническая общность (семья, племя, нация и цивилизация) формируется не только через материальное производство, но и через поддержание духовных связей. Как всякая система, этнос имеет системные признаки: язык, обычаи и обряды, нормы отношений и традиции, искусство, т.е. этническую культуру. Культура создает то поле общения, в котором формируется самобытность. Этническая ноосфера, по мнению В. И. Вернадского, всегда держит людей определенной национальности, настроенных на ее волну, в области общих интересов, традиций и обычаев данного народа. Под влиянием различных факторов она может деформироваться, сжиматься, но всегда имеет тенденцию к восстановлению и развитию, важней38 шим условием чего выступают взаимодействие и взаимопроникновение с другими этническими ноосферами, в совокупности составляющими ноосферу Земли (66). Сила, тормозящая интеграционные процессы и заключающаяся в признании национальной исключительности, — национализм. В. Соловьев писал: «Народность, или национальность, есть положительная сила, и каждый народ по особому характеру своему назначен для особого служения. Различные народности суть различные органы в целом теле человечества... Но если члены физического тела только в басне Менения Агриппы спорят между собою, то в народах — органах человечества, слагаемых не из одних стихийных, а также из сознательных и волевых элементов, — может возникнуть и возникает действительно противоположение себя целому, стремление выделиться и обособиться от него. В таком стремлении положительная сила народности превращается в отрицательное усилие национализма... Национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества, которое всегда окажется сильнее отдельного народа» (294, с. 211). Национализм — это попытка смотреть на мир не через призму общечеловеческих (интерсоциальных) ценностей (О. Лешер), а через призму ценностей своей нации. Все это свидетельствует о том, что межкультурные отношения — процесс противоречивый. С одной стороны, этнос стремится сохранить самобытность своей культуры; с другой — происходит взаимодействие культур, их диалог, взаимообогащение. При этом взаимообогащение связано с выделением всеобщего, т.е. того, что объединяет людей. Каждый народ вносит свою лепту в сокровищницу мировой культуры. Ясно лишь одно — развитие демократии — мощный толчок сближения народов без идеологических шор, национальной кичливости, классовых амбиций и притязаний. История неумолимо ведет к ус39 |