71 имеет права задавать. И это в принципе правильно [127, 175]. Между тем, ставя сейчас задачу утверждения общечеловеческих ценностей как основы и цели образования, следует помнить о диалектическом единстве и взаимодействии уровней культуры и социальной организации общества и включенного в него индивида, т.е. о трех уровнях социальной организации: регионально-этническом, общенациональном (державном) и общечеловеческом (мировом, планетарном). Понимать, что присвоение каждого последующего и более высокого уровня общности культуры невозможно без достаточной качественной сформированное™ предыдущего. «Перескок», указывают авторы, непременно есть признак и причина потенциального или актуального бескультурья» [186, с.! 05]. А также то, что определяющей основой, базой этого единства на современном историческом этапе развития общества является уровень национально-организованного сообщества, т.е. нация, страна, государство. Поэтому проблема ответственности сегодня есть в первую очередь проблема гражданственности. И реальность сегодня такова, что каждое государство — по меньшей мере пока — задает рамку на порядок ниже, говоря о ценности сохранения США, сохранения Германии и т.д. И это реальная борьба интересов, что имеет существенное значение и для современного образования. Ведь социализируя отдельного индивида через семью, школу, средние и высшие профессиональные учебные заведения, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого не']' культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир еще деятельностно не дорос. Взгляд на проблему с этой точки зрения актуализирует роль регионально-муниципального компонента в стандарте среднего профессионального образования. В Оренбургском регионе решается задача увязки среднего профессионального образования и народнохозяйственных потребностей, приспособления образовательной системы к региональному рынку труда и |
ности, которая якобы нужна и возможна только в городской (муниципальной) школе. Практика сельских экспериментальных школ (Нововоронежской, Ириклинской, Акбулакской и др.) опровергает подобные представления, показывает возможность выравнивания в развитии городских и сельских школ. Мы учитываем и следующий немаловажный факт, на который указывают С. Иваненков и А. Кусжанова. Когда мы сегодня пытаемся задать границы ответственности за общество, то, как правило, говорим в терминах общечеловеческих ценностей, глобальной ответственности, «мирового» гражданства. Стало почти аксиомой современного образования, что сегодня меньшие рамки, чем те, где сверхценностью является сохранение Земли как сферы обитания и выживания человечества, никакая система образования не имеет права задавать. И это в принципе правильно. Между тем, ставя сейчас задачу утверждения общечеловеческих ценностей как основы и цели образования, следует помнить о диалектическом единстве и взаимодействии уровней культуры и социальной организации общества и включенного в него индивида, т.е. о трех уровнях социальной организации: регионально-этническом, общенациональном (державном) и общечеловеческом (мировом, планетарном). Понимать, что присвоение каждого последующего и более высокого уровня общности культуры невозможно без достаточной качественной сформированное™ предыдущего. Что «перескок» непременно есть признак и причина потенциального или актуального бескультурья. А также то, что определяющей основой, базой этого единства на современном историческом этапе развития общества является уровень национально-организованного сообщества, т.е. нация, страна, государство. Поэтому проблема ответственности сегодня есть в первую очередь проблема гражданственности. И реальность сегодня такова, что 60 каждое государство — по меньшей мере пока — задает рамку на порядок ниже, говоря о ценности сохранения США, сохранения Германии и т.д. И это реальная борьба интересов, что имеет существенное значение и для современного образования (174, с. 105). Ведь социализируя отдельного индивида через семью и школу, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого нет культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир еще деятельностно не дорос. Взгляд на проблему с этой точки зрения актуализирует роль регионально-муниципального компонента в стандарте образования. В Оренбургском регионе решается задача увязки образования и народнохозяйственных потребностей, приспособления образовательной системы к региональному рынку труда и решению проблем занятости. В социокультурном плане важен учет в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни и соответственно — задачи превращения образования в фактор социокультурного развития региона. Вместе с тем остается много нерешенных проблем: не удалось сохранить кадровый потенциал области, образовательный уровень педагогических кадров снизился на 0,4%, в том числе учителей 5—11-х классов по городам — на 0,7%, по селу — на 1,3%. Не имеют соответствующего педагогического образования 34,2% заведующих учреждениями дополнительного образования, не хватает мастеров производственного обучения в профессиональных лицеях и училищах; 5% преподавателей специальных предметов имеют только среднее специальное образование, медленно формируется психологическая служба области. В системе общего среднего образования ежегодно стабильным остается высокое число второгодников, растет число учащихся, выбыв61 |