75 поколения к другому. Вместе с тем национальная школа призвана способствовать восприятию инокультурных элементов, включению в процесс развития современной цивилизации, поэтому этнонациональная политика образования требует большой мудрости и огромного такта, чего сейчас не хватает и политической системе в целом, и системе образования в частности. Этнонациональыо ориентированная образовательная политика, по мнению ученых, предполагает выделение обязательной государственнонациональной (державной) компоненты, которая обеспечивает, в первую очередь, воспитание и формирование гражданина Российского государства. Сюда, мы считаем, входит изучение русского языка (как государственного), истории Российского государства и основ российского гражданского права. И только во вторую очередь, регион может поддерживать расширение этого образовательного пространства за счет добавления другого этнокультурного содержания, удовлетворяя этнические притязания локальных групп российского общества. Если «казачье-русские системы образования» не вызывают возражений при условии, что они не расходятся с п. 2, то «православно-русские» идут вразрез со ст. 44, разд. 11, гл. 5 Конституции Российской Федерации, которая гласит государственная система образования носит светский характер. Светский статус образования тоже обусловлен соображениями потенциальной опасности религиозных конфликтов в условиях поликонфессионального региона. Поэтому православно-русские образовательные учреждения создаются на общественных и частных началах наряду с таковыми другой конфессиональной ориентации без приоритетной избирательной поддержки региона. Деятельность местных органов управления, противоречащая этим пунктам, будет направлена против государственного интереса в обеспечении и поддержании державной (и местно-территориальной) безопасности. Концепция и рамки гуманитарного образования в России пока только |
Вместе с тем национальная школа призвана способствовать восприятию инокультурных элементов, включению в процесс развития современной цивилизации, поэтому этнонациональная политика образования требует большой мудрости и огромного такта, чего сейчас не хватает и политической системе в целом, и системе образования в частности. Этнонационально ориентированная образовательная политика, по мнению ученых, предполагает выделение обязательной государственно-национальной (державной) компоненты, которая должна обеспечить в первую очередь воспитание и формирование гражданина Российского государства. Сюда, мы считаем, входит изучение русского языка (как государственного), истории Российского государства и основ российского гражданского права. И только во вторую очередь регион может поддерживать расширение этого образовательного пространства за счет добавления другого этнокультурного содержания, удовлетворяя этнические притязания локальных групп российского общества. Если «казачье-русские системы образования» не вызывают возражений при условии, что они не расходятся с п. 2, то «православнорусские» идут вразрез со ст. 44, разд. 11, гл. 5 Конституции Российской Федерации, которая гласит: государственная система образования носит светский характер. Светский статус образования тоже обусловлен соображениями потенциальной опасности религиозных конфликтов в условиях поликонфессионального региона. Поэтому православно-русские образовательные учреждения создаются на общественных и частных началах наряду с таковыми другой конфессиональной ориентации без приоритетной избирательной поддержки региона. Деятельность местных органов управления, противоречащая этим пунктам, будет направлена против 65 государственного интереса в обеспечении и поддержании державной (и местно-территориальной) безопасности. Концепция и рамки гуманитарного образования в России пока только складываются, и многие его аспекты, в частности культурология и этнокультурология, еще не разработаны достаточно — бытуют такие позиции и формулы, которые трактуют школу только в варианте национальной. Они отразились на логике как базисного учебного плана, так и стандартов профессионального образования. В случае школьного образования структура и содержание практически всего гуманитарного блока отдаются на усмотрение региона, а в случае профессионального образования — так называемого регионального компонента. С таким подходом трудно согласиться по ряду причин: а) не обеспечивается баланс национального, общероссийского и общемирового в структуре гуманитарного образования, а также согласованность его концепции на уровне школы и педагогического образования; б) не выдерживает критики отправная идея, заключающаяся в том, что «любая школа национальна по сути». Школа современного постиндустриального и открытого общества — это социальный институт цивилизации, и в ней неизмеримо больше общечеловеческого, нежели национально-специфического. Более того, национально-культурное развитие, по сути, представляет собой исторический процесс непрерывного осмысления своего духовного потенциала в русле цивилизационных процессов, в диалоге с другими культурами. Если исходить из таких позиций, школа может выполнить национальные задачи лишь в такой мере, в какой она общечеловечна. Развивающейся моделью должна быть инновационная поликультурная модель национальной школы. Она имеет преимущества по сравнению с традиционными ассимилирующей и компенсирующей моделями. 66 |