Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 93]

93 атмосферы».
Жесткая социально-культурная
заданаость не только не плодотворна, но и незаконна, «тягчайшее насилие» (М.
Волошин)
[77].
Н.
А.
Бердяев, С.
И.
Булгаков, В.
В.
Зеньковский, И.
А.
Ильин, Ф.
А.

Стеиун, Г.
П.
Федотов и связывали цели профессионального образования с формированием духовно развитого и свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом [32, 56, 115].
Центральным в теории профессионального образования стало понятие свободы, предопределившее трактовку основных категорий — образования, развития, самовоспитания.
Для российского менталитета была характерна непреложность авторитета педагога в качестве носителя «высших» интеллектуальных и нравственных истин, чему мы находим подтверждение в работах В.
Г.
Белинского, А.
И.
Герцена, П.
Ф.
Каптерева, В.
Пирогова, Л.
Н.
Толстого, К.
Д.
Ушинского
[27, 80, 136, 293, 300].
Преподавателя становится организатором профессионального образования, воспитания «вкуса» к социальной деятельности, имеющей дух общечеловеческой солидарности.
«Если любовь к стране будет соединяться с воспитанием духа солидарности, с пониманием ценности всечеловеческого общежития», — подчеркивал В.
В.
Зеньковский
[115].
Логика исследования требует рассмотрения вопроса
о соотношении нормы деятельности и личности, нормосообразности и творческой активности.
Норма обычно трактуется как образец, правило, руководящее начало.
Социальная норма рассматривается как принцип деятельности, признанный социальной организацией и заданный для исполнения ее членам
[366].
Применительно к культуре можно сказать, что норма есть позитивно сохраненный в культуре, отраженный, закрепленный, транслируемый в формах общественного сознания устойчивый конструкт' деятельности.
Непосредственное отношение к культуре
профессиональной деятельности имеет следующее положение; в закрепленности норм отражен опыт не любой
[стр. 74]

значении родного языка.
Он содействовал словом и примером обучению, воспитывающему ум и сердце, тому, чтобы люди, особенно граждане одного отечества, не сторонились друг друга, а объединялись и, следовательно, стремились к этой цели в воспитании детей.
Особенность российской отечественной педагогики состояла в том, что она шла в едином русле с философией.
Их объединяла обращенность к личности, включенность в процесс культурного творчества.
Эта связь дала основание еще С.
И.
Гессену интерпретировать педагогику как прикладную философию.
Главное в воспитании — ожидание не ответного, а ответственного действия.
Это, в свою очередь, предполагает не столько формирование человека по установленным меркам (хотя и это должно иметь место), сколько умение выявить способности ученика к творчеству и вывести его на дорогу культурного всечеловеческого созидания.
Воспитание трактовалось как процесс, требующий «здоровой культурной атмосферы».
Жесткая социально-культурная
заданность не только не плодотворна, но и незаконна, «тягчайшее насилие» (М.
Волошин).

Н.
А.
Бердяев, С.
Н.
Булгаков, В.
В.
Зеньковский, И.
А.
Ильин, Ф.
А.

Степун, Г.
П.
Федотов и другие цели воспитания связывали с формированием духовно развитого и свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом.
Центральным в теории воспитания стало понятие свободы, предопределившее трактовку основных категорий — образования, развития, самовоспитания.
Для российского менталитета была характерна непреложность авторитета педагога в качестве носителя «высших» интеллектуальных и нравственных истин, чему мы находим подтверждение в работах В.
Г.
Белинского, А.
И.
Герцена, П.
Ф.
Каптерева, В.
Пирогова, Л.
Н.
Толстого, К.
Д.
Ушинского
и др.
Личность учителя становится организа74

[стр.,75]

тором социального воспитания, воспитания «вкуса» к социальной деятельности, имеющей интенцией дух общечеловеческой солидарности, «если любовь к стране будет соединяться с воспитанием духа солидарности, с пониманием ценности всечеловеческого общежития», — подчеркивал В.
В.
Зеньковский
(125, с.
4).
В советское время учитель обязан был стать проводником идей партии: на первое место выходит его средственное назначение.
Например, в учебниках по педагогике значительное место в подготовке учителя отводилось формированию у него умений воспитания сознательной дисциплины, организации социалистического соревнования в школе, общественной работы и т.д.
Логика исследования требует рассмотрения вопроса,
в каком соотношении находятся нормы деятельности и личность, нормосообразность и творческая активность.
Норма обычно трактуется как образец, правило, руководящее начало.
Социальная норма рассматривается как принцип деятельности, признанный социальной организацией и заданный для исполнения ее членам
(321).
Применительно к культуре можно сказать, что норма есть позитивно сохраненный в культуре, отраженный, закрепленный, транслируемый в формах общественного сознания устойчивый конструкт деятельности.
Непосредственное отношение к культуре
педагогической деятельности имеет следующее: в закрепленности норм отражен опыт не любой деятельности, а эффективной деятельности общественноисторического субъекта, а также психологического удовлетворения субъекта по этому поводу.
Поэтому нормы, имея различия и изменяясь, являют собой успешный, эффективный опыт человечества.
А значит, требуют к себе внимания и уважения со стороны субъекта педагогической деятельности.
Исторически нормы служили средством социальной организации 75

[Back]