95 всего другого, что не будет являться деятельностью в сущности, а кроме того, направить внимание субъекта на то, что должно быть им осуществлено, если в его намерения входит построить именно деятельность, а не что-то еще, «деятельностноподобное». Дошедший до этого уровня и актуально освоивший его субъект, способный свободно реализовать его в своей деятельности, действуег сообразно всей культуре. Педагогическая деятельность и процесс выстраивания содержательной связи между субъектом и культурой как социокультурной нормы представлена в философии (схема 2). Схема 2. Картина деятельностной дифференциации |
(моральные, правовые и пр.), и многие нормы приобрели характер предписания и контроля (зачастую сопровождаемого негативными санкциями за их неисполнение), и на этом теряли доверие к ним тех, у кого не формировали к ним осмысленно-позитивного отношения. И сейчас общественная психология грешит фактами негативизма в отношении к нормативности, где зачастую неодобрительно воспринимается не только непонятное содержание, но и сама нормативная форма. Мы же, вслед за А. Кусжановой, рассматриваем норму шире, не в функции, предписывающей исполнение (хотя этот момент тоже присутствует в понятии нормы, но лишь в специальном, методологическом, аспекте), а как конструкт, находящийся вне специального предписания, воспроизводимый в культуре как наиболее эффективный и несущий психологическое удовлетворение (174, с. 39—40). Любая норма, закрепившаяся как позитивный опыт человечества, имеет свое социокультурное значение. То, что китайцу «нормальнее» есть рис палочками, а не ложкой — образованный субъект воспримет этот факт как достояние культуры, а не повод для «цивилизованного чванства». Поэтому для культуры педагогической деятельности важно понять, что образованию в стремлении к истинной образованности предстоит перерасти многие исторически обусловленные границы, всякую конечность, любую культурную ограниченность. В противном случае оно так и останется образованием по форме, необразованностью по содержанию. Необходимо сформулировать те характеристики, которые отличают деятельность вообще от всего другого, что не будет являться деятельностью в сущности, а кроме того, направить внимание субъекта на то, что должно быть им осуществлено, если в его намерения входит построить именно деятельность, а не что-то еще, «деятельностноподобное». Дошедший до этого уровня и актуально освоивший его субъект, 76 способный свободно реализовать его в своей деятельности, действует сообразно всей культуре. Представим педагогическую деятельность и процесс выстраивания содержательной связи между субъектом и культурой как социокультурную норму (схема 2). Схема 2 Картина деятельностной дифференциации 77 Когда музыка стала частью культуры, к которой надо приобщить человека, сферой его социализации, или пространством образования, то появляется еще одна фигура — «учитель музыки», а на деле — воспитатель, педагог, задачей которого является не сочинять, не исполнять и не теоретизировать (по отношению к науке аналогично — быть не физиком и не преподавателем), а научить слушать и слышать, понимать |