Проверяемый текст
Дьякова, Евгения Борисовна. Формирование и оценка налогового потенциала региона (Диссертация 2002)
[стр. 30]

30 тенциала региона на реальную почву, позволяет сделать расчеты, методическое единство которых обеспечит достаточно объективную сравнительную оценку доходной базы региональных бюджетов.
Исторически в России существовали попытки измерять налоговый потенциал, хотя конечно самого
этого термина не существовало.
На Земском соборе в 1619 году
была принято постановление, в силу которого в 1620-х годах была проведена «общая перепись тяглого (то есть, обложенного государственными повинностями) населения в государстве с целью привести в известность и устроить его податные силы».
Можно сказать, что это была первая попытка определения налогового потенциала в Московском государстве XVII века [58, с.
157].
Обобщив все определения и проведя их анализ
можно сказать что, понятие «налоговый потенциал» должно включать в себя следующие свойства: являться показателем потенциального, максимально возможного, но не фактического налогового дохода; рассчитываться в пределах какой-либо территории за определенный промежуток времени; соответствовать условиям действующего налогового законодательства; максимальная сумма налогов, которая может быть собрана с территории, не должна разрушать ее производительного потенциала; не препятствовать развитию деловой активности; максимизация доходов достигается через оптимальное использование материальной базы и ресурсов (с учетом повышения качества жизни населения), то есть социально-экономического потенциала.
В настоящее время в экономической литературе встречаются различные толкования представления о социально-экономическом
потенциале региона.
По мнению одних экономистов социально-экономический потенциал региона определяется не только его ресурсными возможностями, но также и положением данного региона в общероссийском экономическом пространстве, реальным
воздействием региона на состояние этого пространства, на его меж
[стр. 20]

компонентов, как качество земли, близость или удаленность рынков сбыта, погодно-климатические условия, экологическая емкость территории, косвенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности региона.
2.
Ресурсно-производственный потенциал, который имеет конкретную денежную опенку и функционирует в реальных формах различных элементов производительного капитала: основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные средства.
3.
Трудовой потенциал, представляющий объем, структуру и качество рабочей силы, характеризуется уровнем квалификации и образования работников.
4.
Внешнеэкономические связи и бюджетно-финансовые отношения региона, представленные в первом случае платежным балансом региона как соотношение ею экспорта и импорта, а во втором — системой межбюджетных отношений, размерами трансфертов, субсидий, субвенций и т.д.
Это определение развивает ресурсный подход, то есть дополняет количественный показатели качественными характеристиками, определяющими отдачу от использования имущества региона.
Здесь четко проглядывается структурный подход, так как отражены составляющие экономического потенциала.
В рамках содержания экономического потенциала не мог найти отражение конечный (социальный) результат функционирования материальной базы региона, а именно качество и уровень жизни населения.
Социальный аспект нашел выражение в социально-экономическом потенциале.
В настоящее время в экономической литературе встречаются различные толкования представления о социально-экономическом
потенщапе региона, которые также содержат ресурсный и структурный подходы.
По мнению одних экономистов социально-экономический потенциал региона определяется не только его ресурсными возможностями, но также и положением данного региона в общероссийском экономическом пространстве, реальным воздейсгвисм региона на состояние этого пространства, на ого межотраслевую и территориальную сбалансированность, темпы социальноэкономического развития, уровень жизни населения, состояние федерального

[стр.,31]

практическое значение —это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.
Особенности рассмотрения налогового потенциала на этом уровне исследования заключаются в том, что он зависит or существующего налогового законодательства, го еегь включает управленческий аспект возможности измерения.
Принципиальное отличие этнх двух уровней рассмотрения налогового потенциала заключается в том, что финансовые ресурсы в первом случае могут быть эффективно мобилизованы, во втором случае подлежат аккумулированию в бюджет.
Выбор того или иного аспекта рассмотрения налогового потенциала региона зависит отрешаемой задачи.
Так, оценку налоговой активности региональных властей и, в первую очередь, оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов но этому показателю целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала региона в узком смысле.
При решении масштабных задач, связанных с совершенствованием налоговой системы, а также, при формировании бюджетной и кредитно-финансовой политики центра в отношении регионов, необходимо опираться па оценку налогового потенциала регионов в широком смысле.
Таким образом, следует различать понятие налогового потенциала региона как абстрактной финансовой категории, выражающей некую оптимальную сумму налоговых сборов в условиях какой-то идеальной для конкретного региона налоговой системы, и как показатель для расчета в реальной системе налогов.
Именно в последнем значении автор использует понятие налогового потенциала в данном исследовании.
Исторически в России существовали попытки измерять налоговый потенциал, хотя конечно самого
згою термина не существовало.
На Земском соборе в 1619 году
было принято постановление, в силу которого в 1620-х годах была проведена «общая перепись тяглого (то есть обложенного государственными повинностями) населения в государстве с целью геривести в известность и устроить его податные силы» [58, с.
157J.
Были составлены писцовые книги, служившие основанием для податного земельного обложения, в них содержалось описание

[стр.,34]

начисления вусловиях стандартных налоговых условий и усилий [117].
Как показывает анализ приведенных определений при рассмспрении налогового, как и любого лр>того потенциала сохраняется ресурсный и структурный подходы, на которые накладывается его специфика.
В качестве ресурса в данном случае выступают налоговые доходы, структура же может быть представлена потенциалами нескольких налогов.
Вое определения содержат ссылку на максимизацию бюджетных доходов, что вполне естественно, так как это подразумевает само понятие «потенциал».
Все определения содержат некоторые ограничения разного пространственного, временного характера, по критерию оптимальности и т.
д.
Автор исследования, обобщив все определения и проведя их анализ считает что, понятие «налоговый потенциал» должно включать в себя следующие характеристики: 1.
отражает величину потенциального, максимально возможного, но не фактического налогового дохода; 2.
он рассчитывается в пределах какой-либо территории; 3.
расчет производится за определенный промежуток времени; 4.
рассчитывается в условиях действую щ ею налогового законодательства; 5.
максимальная сумма налогов, которая может быть собрана с территории, не должна разрушать ее производительного потенциала,
то есть если собрать больше, начнется свертывание деловой активности; 6.
максимизация доходов достигается через оптимальное использование
всех имеющихся в рамках территории ресурсов.
Как отмечалось вначале данного параграфа, существует два уровня рассмотрения налогового потенциала.
Когда мы говорим о налоговом потенциала в узком (практическом) смысле слова, то имеем в виду, что условия налогообложения уже заданы.
Так как данпое исследование не предполагает оценку' существующего налогового законодагельства с точки зрения его оптимальности, автор с позиций проблемы региональных экономических измерений предлагает следующее определение налогового потенциала.
Налоговый потенциал— это максимально возможная сумма налогов и сборов, которая может быть собрана 34

[Back]