Проверяемый текст
Пачков Алексей Александрович. Судопроизводство по преступлениям против государства в послепетровский период XVIII в. (Диссертация 2005)
[стр. 121]

121 та, с которым оно сталкивалось не раз в течение всего XVII в.
в Москве и в других городах, оставался великим и в XVIII в.
Люди, которые писали Артикулы воинские 1715 г., как и авторы Уложения 1649 г., хорошо знали, что такое бунт, который мог по одному кличу, брошенному в возбужденную толпу,
вспыхнугь мгновенно, как пожар.
Поэтому Артикул воинский так строго предписывал, чтобы военные в случае ссоры, брани, драки никогда не звали на помощь своих товарищей, «чтоб чрез то збор, возмущение, или иной
калло ^ кой непристойный случай произойти мог» .
В XVIII в.
«бунт» понимался не только как вооруженное выступление или призыв к нему в любой форме, но как всякое, даже пассивное, сопротивление властям, несогласие с их действиями, «упрямство», «самовольство», критика, а подчас просто активность людей в их жалобах.

В приговоре Радищеву фигурирует ряд статей Артикула воинского.
Так, согласно арт.
20 «Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен».
В арт.
127 указано: «Кто какую измену, или сему подобное учинить намеритца, и хотя он сие к действу не произведет, однакоже имеет по состоянию дела и признанию воинскаго суда, таковым же высоким наказанием наказан быть, яко бы за произведенное самое действо».
Согласно арт.
135 «Никто б ниже словом, или делом, или писмами, сам собою, или чрез других, к бунту и возмущению, или иное что учинить, притчины не давал, из чего бы мог бунт произойти.
Ежели кто против сего поступит, оный но розыску дела, живота лишитца, или па теле наказан будет».
В арт.
137 значится: «Всякий бунт, возмущение или упрямство, без всякой милости имеет быть виселицею наказано.
Толкование.
В возмущении надлежит винных на месте и в деле самом наказать и умертвить.
А особливо, ежели опасность в
меднении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать (пока не разширитца) и более б не умножилось».
228 Анисимов Е.
Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в
ХУШ в.
М., 1999.
С.
37.
[стр. 49]

49 уложения 1649 г.
Вместе с тем последователи Петра 1 не ставили под сомнение основополагающие положения в сфере государственной преступности.
Это касается определения сути самодержавной абсолютной власти монарха как объекта политического преступления: «Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.
Толкование.
Ибо его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен.
Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять.
И яко же о его величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о его величества цесарской супруге, и его государства наследии» (арт.20 Артикула воинского).
Отметим также, что законодатель (Петр 1) достаточно последователен он указывает как общие нормы в части ответственности за посягательство на императора, так и на отдельные составы.
Так, арт.
19 говорит о государственной измене, о вооруженном выступлении против царя, о преступных действиях, направленных лично против монарха: «Есть ли кто подданный войско вооружит или оружие предприимет против его величества, или умышлять будет помянутое величество полонить или убить, или учинит ему какое насилство, тогда имеют тот и все оныя, которыя в том вспомогали, или совет свой подавали, яко оскорбители величества, четвертованы быть, и их пожитки забраны».
Здесь различаются главные виновники и соучастники преступления: те, кто помогал, давал совет.
Все они наказывались одинаково.
Собственно составы политических преступлений и ответственность за их совершение в основном были определены, как отмечалось, в Уложении и в Артикуле.
Так, в ст.
1 Главы 2 Уложения предусматривается смертная казнь только лишь за умысел, направленный против жизни и здоровья государя.
В дальнейшем, уже в Артикуле воинском, дано четкое определение «голого умысла».
Наказание устанавливалось и для тех, чье преступление хо

[стр.,56]

56 Ответственность наступала и при непосредственном совершении преступления и подстрекательстве к нему (и через других).
Арт.
137 в отличие от арт.
133—136 четко формулирует сам состав государственного преступления: «Всякий бунт, возмущение или упрямство, без всякой милости имеет быть виселицею наказано ...
В возмущении надлежит винных на месте и в деле самом наказать и умертвить.
А особливо, ежели опасность в
медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать (пока не разширитца) и более б не умножилось».
При этом Артикул устанавливает нс только смертную казнь как наказание, но и непосредственные репрессии без следствия и суда — виновных на месте и в деле самом наказать и умертвить.
Цель — устранение и локализация бунтовщических выступлений.
В арт.
138 вновь речь идет о провокации бунта, возмущения, которая может возникнуть во время ссоры, драки, брани между солдатами.
Наказание (смертная казнь) предусматривается и для главных виновников и для соучастников («вспомогателей»)70.
Бунт как тяжкое государственное преступление был тесно связан с изменой.
Бунт всегда являлся изменой, а измена включала в себя и бунт.
Конкретно же «бунт» понимался как «возмущение», восстание, вооруженное выступление, мятеж с целью свержения существующей власти государя, сопротивление его войскам, неподчинение верховной власти.
Наказания за бунт следовали самые суровые.
Власти преследовали всякие письменные призывы к бунту, которые содержались в так называемых «прелестных», «возмутительных», «воровских» письмах и воззваниях.
Держать у себя, а также распространять их было делом смертельно опасным.
Как и в случаях с другими государственными преступлениями, собственно «бунт» вооруженное выступление и призывы к бунту в законодательстве той эпохи были одинаково преступны.
Когда в 1708г.
шведы наступали в Белоруссии и на Украине, Петра I взволновали известия о появлении «возмутительных писем» воззва70 Российское законодательство Х-ХХ веков.
В девяти томах.
Т.
4.
Законодательство периода становления абсолютизма.
М.: Юрид.
лит., 1986.
С.
378-379.


[стр.,57]

57 ний, которые противник напечатал на «славянском языке» и забросил какимто образом в Россию.
Царь запрещал своим подданным верить тому, что писалось в этих воззваниях, а также не позволял хранить их у себя71.
Запрет «рассеивать» вражеские манифесты включен и в Артикул воинский 1715г.
Как «бунтовые» расценили в Преображенском приказе в 1700г.
поступки известного проповедника Григория Талицкого.
Во-первых, его обвинили в сочинении «воровских тетрадок», в которых он писал, «будто настало ныне последнее время и антихрист в мир пришел, а антихристом в том своем письме, ругаясь, писал Великого государя».
Во-вторых, Тапицкому ставили в вину раздачу и продажу его же рукописных сочинений с «хульными словами», а также в намерении раздавать народу опубликованные (с помощью печатных досок) «листы».
Как видно, «бунтовыми» признавались призывы терпеть земные муки, бежать от власти якобы пришедшего в лице Петра I антихриста.
Логика в таком обвинении есть.
Формально всякие слова, произнесенные Левиным, есть непризнание власти монарха, неподчинение ему, следовательно, согласно праву того времени, бунт.
Страх самодержавия перед угрозой бунта, с которым оно сталкивалось не раз в течение всего XVII в.
в Москве и в других городах, оставался великим и в XVIII в.
Люди, которые писали Артикулы воинские 1715г., как и авторы Уложения 1649г., хорошо знали, что такое бунт, который мог по одному кличу, брошенному в возбужденную толпу,
вспыхнуть мгновенно, как пожар.
Поэтому Артикул воинский так строго предписывал, чтобы военные в случае ссоры, брани, драки никогда не звали на помощь своих товарищей, «чтоб чрез то збор, возмущение, или иной
какой непристойный случай произойти мог»72.
В XVIII в.
«бунт» понимался не только как вооруженное выступление или призыв к нему в любой форме, но как всякое, даже пассивное, сопротивление властям, несогласие с их действиями, «упрямство», «самовольство», критика, а подчас просто активность людей в их жалобах.

71 ПСЗ РИ.
Т.
4.
№ 2188.
72 Анисимов Е.
Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в
ХУ111 в.
М., 1999.
С.
37.

[Back]