Проверяемый текст
Пачков Алексей Александрович. Судопроизводство по преступлениям против государства в послепетровский период XVIII в. (Диссертация 2005)
[стр. 35]

35 мости обходились эвфемизмом «Известная особа».
При Екатерине II Иван Антонович уже официально упоминался, но с «понижением в чине» не как «император», а как «принц Иоанн»50.
Как видно, подданным империи ХУШв.
следовало проявлять крайнюю осторожность в рассуждениях, касающихся власти, учитывая, что с приходом нового монарха менялись и некоторые официальные оценки прошлого.
Вообще, знание отечественной истории и неосторожная трактовка исторических фактов могло принести человеку большие неприятности.
Самым ярким примером
является дело А.П.
Волынского, известного государственного деятеля времен Анны Иоанновны, который написал историческое предисловие к своему проекту о государственных делах, где дал историческую ретроспективу от Святого Владимира до петровских времен.
Волынский очень интересовался русской историей, читал летописи.

При этом сам Волынский ни в коей мере не расходился с сущностью государственной идеологии того времени, и в этом смысле его нельзя назвать инакомыслящим.
Так, в своем «Генеральном проекте о поправлении внутренних государственных дел» он писал о том, что правление в Российской империи должно быть монархическое с широким участием шляхетства, как первенствующего сословия в государстве.
Следующей правительственной инстанцией после монарха должен быть сенат, с тем значением, какое он имел при Петре Великом; затем идет нижнее правительство, из представителей низшего и среднего шляхетства.
Сословия: духовное, городское и крестьянское получали, но проекту Волынского, значительные привилегии и права.
От всех требовалась грамотность, а от духовенства и шляхетства более широкая образованность, рассадниками которой должны были служить предполагаемые Волынским академии и университеты.
Много предлагалось реформ для улучшения правосудия, финансов, торговли и т.
д.51 Проекты Волынского вызвали возмущение придворных немцев и масонов.
50 Манифест императрицы Екатерины 11 об умертвлении принца Иоанна Антоновича // Чтения Общества истории древностей России.
1861.
Кн.
1.
С.
182.

51 Шикман А.П.
Деятели отечественной истории.
Биографический справочник.
Москва, 1997.
С.
115.
[стр. 68]

68 Иван Антонович уже официально упоминался, но с «понижением в чине» не как «император», а как «принц Иоанн»98 99.
Вообще, знание отечественной истории могло принести человеку большие неприятности.
Самым ярким примером
того, как любовь к прошлому привела на плаху, служит дело А.П.
Волынского, который написал историческое предисловие к своему проекту о государственных делах, где дал историческую ретроспективу от Святого Владимира до петровских времен.
Волынский очень интересовался русской историей, читал летописи.

Из вопросов следствия видно, что попытка Волынского провести параллели с прошлым была расценена как опасное, антигосударственное деяние.
Особо обеспокоило власть то, что он упорно интересовался своими предками.
На родовом древе Волынских, известных в русской истории с Х1У в., кабинетминистр приказал изобразить двуглавого орла, что в Тайной канцелярии восприняли как попытку кабинет-министра выразить свои претензии на престол.
Кроме того, из материалов следствия видно, что особое раздражение следователей вызвало то, что Волынский много читал исторической литературы, пускался в «дерзновенные» исторические аналогии, сравнивал, например, «суетное и опасное» время императрицы Анны Иоанновны с правлением Бориса Годунова («Царица в монастыре, растрига в Литве», имея в виду цесаревну Елизавету Петровну и ее племянника Карла-Петера-Ульриха, герцога Голштинского).
Волынского обвиняли даже в том, что он называл Ивана 1У тираном, что не совпадало с официальной положительной оценкой деятельности этого российского монарха (положительно следовало говорить о Петоп ре1, а вот Бориса Годунова следовало осуждать).
В последней главе настоящей работы это дело будет рассмотрено подробнее с точки зрения форм и методов работы следственных и судебных органов.
К разряду государственных преступлений в определенные периоды относилось и распространение сведений о бунтовщиках.
На этот счет издава9Я Манифест императрицы Екатерины 11 об умертвлении принца Иоанна Антоновича И Чтения Общества истории древностей России.
1861.
Кн.
1.
С.
182.

99 Анисимов Е.
Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в ХУ 111 в.
М., 1999.
С.
59*60.

[Back]