Проверяемый текст
Пачков Алексей Александрович. Судопроизводство по преступлениям против государства в послепетровский период XVIII в. (Диссертация 2005)
[стр. 39]

39 лось доносить о всяком злом умысле против персоны его величества, о возмущении или бунте, о похищении казны самому государю или у него «на дворе, без всякого страха, ибо доносчикам, как примеры показывают, всегда было жалованье, а о протчих делах доносить, кому те дела поручены, а писем не подметывать».
Еще одной важной характеристикой во взаимоотношениях государственной идеологии и инакомыслия в ХУШ в.
является то обстоятельство, что ответственность в делом и меры наказания в отношении конкретных лиц определялись как правило лично самими монархами.
Так, по делу Варлама Левина в 1722 г.
приговор выносился следующим образом.
Петр I уезжал в Персидский поход и поспешно заканчивал оставшиеся важные государственные дела.
17 апреля 1722 г.
арестанта доставили в Москву, где начались допросы Левина и аресты причастных к делу людей, которых начали свозить в Преображенский приказ.
13 мая А.И.
Ушаков в докладе царю, уже плывшему по Оке, вопрошал: «Старцу Левину по окончании розысков какую казнь учинить и где, в Москве или Пензе?» Император начертал всего два слова: «На Пензе».
В сущности, эти два слова и есть смертный приговор Левину, хотя его дело только что стали рассматривать и еще десятки людей, сидевших месяцами в колодничьих палатах, не были допрошены.
Между тем судьба человека была уже решена60.
В другом случае по делу Докукина соответствующий экстракт по делу начинался словами: «В доклад.
В нынешнем 1718 году...».
Далее излагалась суть преступления.
В конце экстракта был поставлен вопрос: «И о том что чинить?» Резолюция Петра I под экстрактом гласила: «1718 г., марта 17.
Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, слушав сей выписки, указал по имянному своему В.г.
указу артиллерийскаго подьячего Лариона Докукина, что он на Старом дворце, во время божественной литургии подал Его ц.в.
воровския о возмущении народа против Его в.
письма (и проч.
из доклада слово в слово), и за то за все казнить смертью».
Эта резолюция, записанная в журнале присутствия Тайной канцелярии П.А.
Толстым и Г.Г.
Скорняковым-Писаревым как именной указ, имела оконча60 Там же.
С.
17.
[стр. 63]

63 Видимо, речь идет не только о военнослужащих, но и любых должностных лицах.
Указом 25 января 1715 г.
повелевалось доносить о всяком злом умысле против персоны его величества, о возмущении или бунте, о похищении казны самому государю или у него «на дворе, без всякого страха, ибо доносчикам, как примеры показывают, всегда было жалованье, а о протчих делах доносить, кому те дела поручены, а писем не подметывать».
Позднее, в соответствии с указом 1718 г.
в качестве «государева слова и дела» стали рассматривать только всякий злой умысел против персоны его величества и возмущение или бунт.
В части доносительства особое значение придавалось подметным письмам.
На это обращал внимание Петр1.
Позже по этому же поводу Екатериной 1 был издан специальный Указ от 24 февраля 1726 г.
«О подметных письмах»85.
В этом документе, в частности, указывлось: «Понеже в прошедшую субботу, то есть февраля 19 дня, близ Исакиевской церкви у надолоб на столбе взято караульными солдатами подметное, воровское, вымышленное письмо, незапечатанное, о некотором важном деле: а понеже хотя такие подметные письма прежде сего, высокославной памяти, при государе императоре и бывали, однакож запечатанные, да и такие запечатанные, по указу Ведено жечь: того для и вышеупомянутое найденное письмо повелели мы сжечь на том же месте, где оное найдено, и для того объявляется повсенародное следующее ведение.
1) Ежели кто вышеупомянутое письмо по приказу начальника, или господина своего, в вышепоказанном месте, хотя и не ведая о силе того письма, положил, и тебе люди явились при дворе нашем караульному офицеру, или в кабинете, и о том, кто вышереченное письмо по приказу чьему положил, доносил, не опасаясь ничего, как скоро о сем может сведать, которой за то доношение.
ежели служащий, награжден будет 1000 рублями денег и повышением чина, а хотя чей слуга, или крестьянин, дано будет денег то ж число, и учинена будет свобода на волю, куда похощет.
2) Ежели 85 Судебная власть в России.
История.
Документы / Сост.
О.Е.
Кутафин, В.М.
Лебедев, Г.Ю.
Семигин.
В 6 т.
Т.2 .
С.
226-227.

[Back]