формы предмета и т.п.). Со студентами разбираются алгоритмы выполнения графического задания: обосновываются цели выполнения графической работы, обоснование композиционного решения листа, обоснование технологии выполнения задания. При этом происходит усвоение элементов алгоритма управления своей деятельностью, который лежит в основе любой творческой работы. В ходе выполнения заданий уже на начальном этапе студенты могут обсуждать свои эскизы со своими товарищами и преподавателем. При выполнении работы преподаватель обращает внимание на характерные ошибки: при этом со студентами, нуждающимися в дополнительном внимании, проводятся консультации на более конкретном уровне (моделируется способ выполнения, отрабатываются конкретные графические приемы работы). При выполнении графических работ обращается внимание студентов на точность и последовательность выполнения основных способов деятельности, для чего они постоянно повторяются, как устно, так и в виде показа в начале тех занятий, где они используются. В процессе такого обучения мы стремимся к тому, чтобы студенты наряду с ассоциативным творчеством усваивали и отрабатывали отдельные элементы творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности [73]. При организации такой деятельности определяются уже несколько групп, требующих дифференцированного подхода в обучении, это: группа, у которой наблюдается отставание в усвоении программного материала; 104 |
103 отработка скорости воспроизведения, формирование когнитивного клише. При усвоении графической информации на репродуктивном уровне, возможен выход на творческий уровень применение в нестандартных ситуациях. Формирование умений творческой деятельности предполагает усвоение способов творческой деятельности. Формирование умений осуществлять творческий поиск может происходить в следующей последовательности: простое воспроизведение способов творческой деятельности; отработка отдельных элементов творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности: а) уметь анализировать проблемные ситуации определять предметные области, б) находить противоречия между величинами в проблемной ситуации, в) уметь выдвигать гипотезу, позволяющую ликвидировать противоречие, г) уметь на основе выдвинутой гипотезы выстроить модель исследования, д) отбирать или разрабатывать способы деятельности для решения и проверки гипотезы на практике, е) провести анализ результата. Итак, чтобы научить человека творить, есть только один путь научить его творческим приемам, т.е. гибкому применению известных алгорит 124 тами на репродуктивном уровне. При подведении результатов тестирования каждому студенту объясняется его уровень усвоения учебного материала по графике, обращается внимание на зависимость знаний материала и качества выполнения графических заданий. В основном пробелы в знаниях школьного курса черчения на репродуктивном уровне исчезают у большинства студентов после двух месяцев занятий, однако возрастает необходимость в дальнейшем развитии пространственных представлений и в формировании способов творческой деятельности. Выход на творческую деятельность заключается за счет соединения нескольких алгоритмов (способы построения, оформления чертежей, анализ формы предмета и т.п.). Со студентами разбираются алгоритмы выполнения графического задания: обосновываются цели выполнения графической работы, обоснование композиционного решения листа, обоснование технологии выполнения задания. При этом происходит усвоение элементов алгоритма управления своей деятельностью, который лежит в основе любой творческой работы. В ходе выполнения заданий уже на начальном этапе студенты могут обсуждать свои эскизы со своими товарищами и преподавателем. При выполнении работы преподаватель обращает внимание на характерные ошибки: при этом со студентами нуждающимися в дополнительном внимании проводятся консультации на более конкретном уровне (моделируется способ выполнения, отрабатываются конкретные графические приемы работы). При выполнении графических работ обращается внимание студентов на точность и последовательность выполнения основных способов деятельности, для чего они постоянно повторяются, как устно, так и в виде показа в начале тех занятий, где они используются. 125 В процессе такого обучения мы стремимся к тому, чтобы студенты наряду с ассоциативным творчеством усваивали и отрабатывали отдельные элементы творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности [61]. Для формирования творческих умений могут быть выданы задания с элементами творчества: определить, комбинирование каких известных способов позволило выполнить графическую работу; предложить другие варианты последовательности выполнения графической работы; определить оптимальную последовательность выполнения работы; внести изменения в конструкцию детали так, чтобы... и т.п. При выполнении творческих работ происходит развитие творческого мышления при соединении ассоциативного и логического мышления, когда сконструированные модели изображаются с использованием приемов логического мышления. При такой работе знания технологии выполнения отдельных графических элементов включаются и соединяются с другими целями и задачами и служат для: передачи замысла автора, своего представления изображаемых объектов. Именно здесь проверяется гипотеза о том, что усвоение способов графической работы является действенными и востребованным студентами в |