Проверяемый текст
Ситникова, Светлана Юрьевна; Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза (Диссертация 2004)
[стр. 61]

циях должен при любых формах и количествах воспроизведения информации (это зависит от индивидуальных особенностей преподавателя и студентов) обеспечивать процесс: восприятия информации (письменное, устное), воспроизведение " вслух ”, проговаривание ” про себя ”, перевод во внутренний голос, отработка скорости воспроизведения, формирование когнитивного клише.
При усвоении
информации на репродуктивном усвоение, возможен выход на творческий уровень применение в нестандартных ситуациях.
Формирование умений творческой деятельности предполагает усвоение способов творческой деятельности.
Формирование умений осуществлять творческий поиск может происходить в следующей последовательности: простое воспроизведение способов творческой деятельности; отработка отдельных элементов творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности: а) уметь анализировать проблемные ситуации определять предметные области, б) находить противоречия между величинами в проблемной ситуации, в) уметь выдвигать гипотезу, позволяющую ликвидировать противоречие, г) уметь на основе выдвинутой гипотезы выстроить модель исследования, д)
отобрать или разработать способы деятельности для решения и проверки гипотезы на практике, е) провести анализ результата.
61
[стр. 102]

102 применять TCO и ДСО (дотехнические средства) для обеспечения запоминания.
Простое воспроизведение предъявленной информации студентами может быть в различных формах: выборочный опрос, фронтальный опрос; контрольный срез (тестирование) всей группы или отдельных студентов; комбинирование перечисленных выше форм и т.п.
Применение знаний по образцу или в сходной ситуации, в которой за образец принимается усвоение понятий и происходит поэлементное наложение всех существенных признаков на конкретный пример, возможно только после того, как сделан вывод об усвоении данного образца.
Так, при определении резьбы из нескольких изображений, необходимо поэлементно наложить существенные признаки понятия на изображения и установить соответствие одного из изображений данным признакам.
Только наличие данной мыслительной операции позволяет говорить о формировании опыта репродуктивной деятельности, и эта операция характеризует процесс мышления.
При дальнейшем выполнении сходных графических задач происходит отработка скорости наложения образца на конкретный пример за счет его свертывания и работы с когнитивными клише.
Таким образом, процесс заучивания информации, воспроизведения и применения ее в сходных ситуациях должен при любых формах и количествах воспроизведения информации (это зависит от индивидуальных особенностей преподавателя и студентов) обеспечивать процесс: восприятия информации (письменное, устное), воспроизведение " вслух ", проговаривание " про себя ", перевод во внутренний голос,

[стр.,103]

103 отработка скорости воспроизведения, формирование когнитивного клише.
При усвоении
графической информации на репродуктивном уровне, возможен выход на творческий уровень применение в нестандартных ситуациях.
Формирование умений творческой деятельности предполагает усвоение способов творческой деятельности.
Формирование умений осуществлять творческий поиск может происходить в следующей последовательности: простое воспроизведение способов творческой деятельности; отработка отдельных элементов творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности: а) уметь анализировать проблемные ситуации определять предметные области, б) находить противоречия между величинами в проблемной ситуации, в) уметь выдвигать гипотезу, позволяющую ликвидировать противоречие, г) уметь на основе выдвинутой гипотезы выстроить модель исследования, д)
отбирать или разрабатывать способы деятельности для решения и проверки гипотезы на практике, е) провести анализ результата.
Итак, чтобы научить человека творить, есть только один путь научить его творческим приемам, т.е.
гибкому применению известных алгорит

[стр.,125]

125 В процессе такого обучения мы стремимся к тому, чтобы студенты наряду с ассоциативным творчеством усваивали и отрабатывали отдельные элементы творческой деятельности: при комбинировании известных способов деятельности, применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации, при изменении функции объекта, при определении структуры объекта, умения видеть проблему в знакомой ситуации, работать по алгоритму творческой деятельности [61].
Для формирования творческих умений могут быть выданы задания с элементами творчества: определить, комбинирование каких известных способов позволило выполнить графическую работу; предложить другие варианты последовательности выполнения графической работы; определить оптимальную последовательность выполнения работы; внести изменения в конструкцию детали так, чтобы...
и т.п.
При выполнении творческих работ происходит развитие творческого мышления при соединении ассоциативного и логического мышления, когда сконструированные модели изображаются с использованием приемов логического мышления.
При такой работе знания технологии выполнения отдельных графических элементов включаются и соединяются с другими целями и задачами и служат для: передачи замысла автора, своего представления изображаемых объектов.
Именно здесь проверяется гипотеза о том, что усвоение способов графической работы является действенными и востребованным студентами в

[Back]