ются той силой, которой каждая из них обладает»1. Примечательно в этом отношении и высказывание классика немецкой философии И. Канта: «Та же ст а называется властью, если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает силой»2. В'соответствии с этим, выделяя, основные методы политического конфликта, можно-говорть-омирном и-немирном развитии конфликтных отношений: Мирный метод конфликта заключается в принуждении противоположной стороны действовать вопреки своей воле без применения «физической» силы и использования, при этом, соответствующих материализованных средств, приводящих к нанесению противнику непосредственного «физического» ущерба. Если же учесть, что под «средствами политики» принято понимать конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты, то средствами мирного-метода политического конфликта являются: со стороны негосударственных субъектов политики: митинги; демонстрации; забастовки; стачки; акции протеста, выдвигающие политические требования и требующие их обязательного выполнения, игнорирование правительственных кампаний (выборов, например); бойкотирование решений политических властей; использование негосударственных СМИ; угроза; народная дипломатия и т.п. со стороны государства: принятие дискриминирующих указов и постановлений; введение эмбарго; введение чрезвычайного положенияв; отдельном регионе или во всей стране; привлечение к уголовной и другой?ответственности ио политическим мотивам; преследование и запрет той или иной политической силы (партии); усиление репрессивных мер; развертывание пропагандистских кампаний через государственные СМИ и посредством правительственных эмиссаров; усиление цензуры и ограничение политиче37 1Neibuhr R. Moral Man and Immoral Society. N.-Y., 1960. P.26. 2 Кант И. Критика способности суждения// Соч. в б т. Т.5. М., 1966. —С.268. |
"насилия", "конфликта" показывает нам, что конфликт это действительно применение силы, насилия для принуждения противоположной стороны. Но при этом методы применения насилия и силовые средства могут быть разными7 . Их градация колеблется от запрета на публикацию какого-либо не понравившегося властям публицистического материала до применения оружия массового поражения. Ну а раз так, то вторая стадия конфликта может протекать и с применением лишь "мирного", невооружѐнного, но обязательно насильственного метода борьбы. К средствам "мирного" метода, например, относятся: митинги, демонстрации, забастовки, стачки, акции протеста, выдвигающие политические требования и требующие их обязательного выполнения, игнорирование правительственных кампаний (выборов, например), бойкотирование решений политических властей, использование негосударственных СМИ, угроза и т.п. со стороны негосударственных субъектов политики; принятие дискриминирующих указов и постановлений, введение эмбарго, введение чрезвычайного положения в отдельном регионе или во всей стране, привлечение к уголовной и другой ответственности по политическим мотивам, преследование и запрет той или иной политической партии (силы), усиление репрессивных мер, развѐртывание пропагандистских кампаний через государственные СМИ и посредством правительственных эмиссаров, усиление цензуры и ограничение политических свобод, применение методов и средств дипломатии и т.п. со стороны государства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что "мирные" методы борьбы (особенно применяемые государством) зачастую опираются на опосредованное применение военной силы и оружия. Это не говоря уже о международных конфликтах, когда степень воздействия одного государства на другое обязательно зависит от потенциальных военных возможностей обеих сторон. Поэтому, описывая эти методы, слово "мирные" мы берѐм в кавычки. Затронув проблему применения "мирных" средств, необходимо отметить, что существует целое направление, отрицающее любое насилие в борьбе. Идея непротивления злу насилием освещена некоторыми религиями и моральными кодексами, воплотилась в творчестве и деятельности Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.-Л. Кинга и др. Основную идею этого направления выразил знаменитый борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира, всю жизнь страдавший от насилия и погибший от рук террориста, М.-Л. Кинг: "Я устал от насилия. И я не позволю угнетателям диктовать мне методы борьбы. У нас есть сила, которой не обладают гранаты, но которая есть у нас. Сила, которой не обладают винтовки и пули, но которая есть у нас. Эта сила стара, как прозрения Иисуса из Назарета, и современна, как методы Махатмы Ганди"8 . Но необходимо подчеркнуть, что принципы "непротивления злу", несмотря на их некоторую действенность, не стали общепринятой нормой при урегулировании политических конфликтов. Более того, в современных общественно-политических и морально-нравственных условиях жизни человечества "подставление ударившему вторую щѐку" может привести к дальнейшей эскалации агрессивных действий, увеличению жертв и утяжелению последствий. Думается, что в рамках философско-политологического и психологического анализа нет необходимости обращать пристальное внимание на принцип "непротивления злу насилием", придавать ему статус особого метода борьбы. Любое действие с применением силы (а сила может быть разной и физической, и моральной) по принуждению противоположной стороны действовать помимо его воли и желания есть насилие. А без силы и насилия нет борьбы, а нет борьбы, значит нет и конфликта. Поэтому главное в |