Проверяемый текст
Коваленко Б.В., Пирогов А.И. и др. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Ижица, 2002
[стр. 38]

ских свобод; применение методов и средств дипломатии; угроза применения военной силы и т.п.
При использовании немирного метода в.конфликте уже предполагается непосредственное использование материализованных средств принуждения'» нанесение противнику прямого физического ущерба.
То есть, прежде всего, подразумевается-применение оружия, ведение вооружённой' борьбы.
При: этом средствами этого метода являются'различные формы вооружения^ которые могут варьироваться от примитивных для современности булыжника, холодного оружияи т.п.
до ядерного и космического оружия.
Хотя в.данном, случае можно говорить и о различных формах применения оружия, которые также можно рассматривать в качестве средства немирного метода.
Это: вооружённое восстание, террор, вооружённый правительственный переворот, различные формы военного конфликтен т.д.
В то же время, необходимо отметить, что «мирные» методы: борьбы (особенно применяемые государством) практически: всегда опираются на опосредованное применение военной силы и оружия.
Это не
упоминая,уже о международных конфликтах, когда степень воздействияодного государства на другое обязательно •зависит от потенциальных военных возможностей обеих сторон.
Проведённый анализ: данного элемента содержания политического конфликта явно показал место и роль в нём вооружённых сил.
Армия это, прежде всего, средство государства при немирном ведении им конфликтных действий.
Вместе с тем, уже само наличие вооружённых сил у государства является мощным фактором запугивания, сдерживания использования немирного метода конфликта,противоположной стороной, как на международной, так и на внутриполитической арене.
Свои ролевые особенности вооружённые силы имеют в ходе зарождения, развития и урегулирования (динамике) конфликта.
В отечественной и-зарубежной конфликтологической литературе нет особых расхождений в анализе динамики развития конфликта.
Основное различие заключается'лишь в 38
[стр. 52]

"насилия", "конфликта" показывает нам, что конфликт это действительно применение силы, насилия для принуждения противоположной стороны.
Но при этом методы применения насилия и силовые средства могут быть разными7 .
Их градация колеблется от запрета на публикацию какого-либо не понравившегося властям публицистического материала до применения оружия массового поражения.
Ну а раз так, то вторая стадия конфликта может протекать и с применением лишь "мирного", невооружѐнного, но обязательно насильственного метода борьбы.
К средствам "мирного" метода, например, относятся: митинги, демонстрации, забастовки, стачки, акции протеста, выдвигающие политические требования и требующие их обязательного выполнения, игнорирование правительственных кампаний (выборов, например), бойкотирование решений политических властей, использование негосударственных СМИ, угроза и т.п.
со стороны негосударственных субъектов политики; принятие дискриминирующих указов и постановлений, введение эмбарго, введение чрезвычайного положения в отдельном регионе или во всей стране, привлечение к уголовной и другой ответственности по политическим мотивам, преследование и запрет той или иной политической партии (силы), усиление репрессивных мер, развѐртывание пропагандистских кампаний через государственные СМИ и посредством правительственных эмиссаров, усиление цензуры и ограничение политических свобод, применение методов и средств дипломатии и т.п.
со стороны государства.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что "мирные" методы борьбы (особенно применяемые государством) зачастую опираются на опосредованное применение военной силы и оружия.
Это не
говоря уже о международных конфликтах, когда степень воздействия одного государства на другое обязательно зависит от потенциальных военных возможностей обеих сторон.
Поэтому, описывая эти методы, слово "мирные" мы берѐм в кавычки.
Затронув проблему применения "мирных" средств, необходимо отметить, что существует целое направление, отрицающее любое насилие в борьбе.
Идея непротивления злу насилием освещена некоторыми религиями и моральными кодексами, воплотилась в творчестве и деятельности Л.Н.
Толстого, М.
Ганди, М.-Л.
Кинга и др.
Основную идею этого направления выразил знаменитый борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира, всю жизнь страдавший от насилия и погибший от рук террориста, М.-Л.
Кинг: "Я устал от насилия.
И я не позволю угнетателям диктовать мне методы борьбы.
У нас есть сила, которой не обладают гранаты, но которая есть у нас.
Сила, которой не обладают винтовки и пули, но которая есть у нас.
Эта сила стара, как прозрения Иисуса из Назарета, и современна, как методы Махатмы Ганди"8 .
Но необходимо подчеркнуть, что принципы "непротивления злу", несмотря на их некоторую действенность, не стали общепринятой нормой при урегулировании политических конфликтов.
Более того, в современных общественно-политических и морально-нравственных условиях жизни человечества "подставление ударившему вторую щѐку" может привести к дальнейшей эскалации агрессивных действий, увеличению жертв и утяжелению последствий.
Думается, что в рамках философско-политологического и психологического анализа нет необходимости обращать пристальное внимание на принцип "непротивления злу насилием", придавать ему статус особого метода борьбы.
Любое действие с применением силы (а сила может быть разной и физической, и моральной) по принуждению противоположной стороны действовать помимо его воли и желания есть насилие.
А без силы и насилия нет борьбы, а нет борьбы, значит нет и конфликта.
Поэтому главное в

[Back]