Проверяемый текст
Коваленко Б.В., Пирогов А.И. и др. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Ижица, 2002
[стр. 55]

протекающего конфликта, оценивает как свои силовые возможности, так и аналогичные возможности соперника.
Понятие «военный конфликт», в свою очередь, также имеет двойной смысл «узкий» и «широкий».
В «широком» смысле это понятие аналогично «широкому» пониманию
вооружённого насилия-любое столкновение между двумя и более вооружёнными структурами, имеющими государственный статус и преследующих в этом действии легитимные государственные интересы.
Для уяснения понимания-военного конфликта в «узком» смысле необходима дифференциация понятий, имеющих общее основание —«военный».
Это «военный инцидент», «военная провокация», «военный конфликт» и «война».
Значимость этой дифференциации обозначена не только рамками теоретического анализа.
В практике важно отличать одно от другого в целях локализации и недопущения последовательного перерастания этих типов конфликтов.

Показанная дифференциация поможет лучше уяснить различия уже рассмотренных «узкого» и «широкого» смысла понятия вооружённого конфликта, так как «инцидент», «провокация», «конфликт», «война» в полной мере присущи и внутриполитической борьбе (См.
схему № 1).
Схема № 1 55 ВООРУЖЁННЫЙ КОНФЛИКТ Воовужённыйгконфликт Международный? навнутрилолитинеской вооружёмныйжонфликтарене' (военныйгконфликт' (В'.широкомемБ1сле: В’-широкомгсмысле'понимания)понимания) ч Внутриполитический вооружённый конфликт [гражданскаявойна» Военный инцидент Военный конфликт (в узком смысле) Военная провокация Война*
[стр. 71]

стороны преследуют государственные интересы, а понятие "военный конфликт" относится лишь к международным конфликтам.
Определѐнное различие между рассматриваемыми понятиями выявляется в результате анализа методов применения оружия.
Вооружѐнный конфликт обязательно предполагает непосредственное применение оружия.
Военный же конфликт может проходить и при опосредованном применении оружия со стороны противостоящих вооружѐнных сил.
Зачастую в таких случаях конфликт даже и не называется "военным", так как противостоящие политические силы (государства) лишь угрожают друг другу применением военной силы.
Но по существу своему это уже военный конфликт.
К примеру, в ходе Карибского кризиса начала 60-х годов Вооружѐнные Силы СССР и США были приведены в полную боевую готовность.
Но непосредственного соприкосновения их на поле боя не произошло3 .
Правящие круги обеих стран, реально взвесив возможности сторон и возможные последствия вооружѐнного столкновения, перевели разрешение кризисной ситуации в мирное русло.
Необходимо отметить, что опосредованное применение оружия (вооружѐнной силы), то есть угроза его применения, в современных условиях присуще практически каждому политическому конфликту.
Каждая из конфликтующих сторон в ходе даже мирно протекающего конфликта оценивает как свои силовые возможности, так и аналогичные возможности соперника.
Опосредованное применение военного насилия имеет множество форм своего осуществления.
Среди них: ввод войск на территорию другого государства без непосредственного (во всяком случае, массового) применения оружия (аншлюс Австрии и Германии в марте 1938 г., оккупация Чехословакии объединѐнными войсками ОВД в августе 1968 г.); приведение вооружѐнных сил в полную боевую готовность; создание близ границ противника военных баз (американская военная база Гуантанамо на территории острова Куба) или сосредоточение крупных формирований войск; непосредственное военное присутствие определѐнного контингента на территории иностранного государства; проведение крупных военных учений и маневров войск; оказание непосредственной военной помощи (обучение военных кадров, продажа оружия и др.) государству, находящемуся в конфронтационных отношениях с противоположным субъектом конфликта; проведение военно-разведывательных операций и другие.
Политологи А.Шмидт и Э.Берентс (США), исследуя применение Советских Вооружѐнных Сил после 1945 г, считают, что формами применяемого ими опосредованного военного насилия были: 1) размещение воинских частей в мирное время в качестве средства сдерживания третьей стороны; 2) обеспечение охраны местного (просоветского) правительства; 3) военная миссия при штабах для планирования локальных операций; 4) участие в составе зарубежных сил (помощь военными специалистами, водителями, операторами, пилотами и т.д.); 5) участие в боевых действиях добровольцев и участие в боях регулярных частей.
(См.: Scmidt A., Berends E.
Soviet Military Interventions since 1945.
New Brunswick, 1985.) Понятие "военный конфликт", в свою очередь, также имеет двойной смысл "узкий" и "широкий".
В "широком" смысле это понятие аналогично "широкому" пониманию
вооружѐнного насилия это любое столкновение между двумя и более вооружѐнными структурами, имеющими государственный статус и преследующими в этом действии легитимные государственные интересы.


[стр.,72]

Для уяснения понимания военного конфликта в "узком" смысле необходима дифференциация понятий, имеющих общее основание "военный".
Это "военный инцидент", "военная провокация", "военный конфликт" и "война".
Значимость этой дифференциации обозначена не только рамками теоретического анализа.
В практике важно отличать одно от другого в целях локализации и недопущения последовательного перерастания этих типов конфликтов.

Эта дифференциация поможет лучше уяснить различия уже рассмотренных "узкого" и "широкого" смыслов понятия вооружѐнного конфликта, так как понятия "инцидент", "провокация", "конфликт", "война" в полной мере присущи и внутриполитической борьбе.
Для проведения этой дифференциации необходимо выявление еѐ критериальных оснований.
Чаще в качестве таковых выставляются масштабные показатели.
В частности, считается, что если в военном столкновении участвуют силы до батальона включительно, то это провокация, инцидент.
Участие больших сил "военный конфликт" и т.д.
Масштабные и временные показатели, безусловно, играют немаловажную роль в данной дифференциации.
Однако эти критерии в основном используются военными науками.
Для философско-политологического анализа определяющими являются показатели, отражающие социальные основания жизнедеятельности общества, их динамику в ходе зарождения, развития и в результате урегулирования конфликта.
К таковым относятся: политическая преднамеренность действий; глубина военно-политических целей вооружѐнных акций; характер влияния применения военного насилия на военнополитическое и социально-экономическое состояние страны во время его применения; характер влияния итогов (результатов) применения военного насилия на дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны (региона, мира в целом).
Таким образом, все вооружѐнные столкновения, не являющиеся следствием преднамеренных действий политических сил, а произошедшие по стечению обстоятельств, в том числе и случайных, не ведущих к перестройке жизни хотя бы части страны на военный лад, относятся к военным инцидентам (иногда их называют "войнами-казусами").
Возникновение таковых обусловлено, как правило, субъективными факторами действий со стороны принадлежащих различным государствам военных структур и объектов, находящихся в режиме боевого дежурства, плавания, полѐта, пограничного дозора, а также в ходе учений и оперативных тренировок.
Вместе с тем полномасштабное внедрение достижений научно-технической революции в военную сферу не исключает возможности военного столкновения по независящим от человека причинам.
К таковым, в частности, можно отнести возможные сбои в работе компьютеризированной боевой техники, случайные ошибки боевых расчетов и т.п.
Именно поэтому своевременное определение военного инцидента предупреждает перерастание его в военный конфликт, а иногда и в полномасштабную войну.
Военная провокация по своей сущности представляет собой специально организованные агрессивные акции правящих кругов государства с применением (прямым или косвенным) военной силы в целях вызова ответных действий и использования их последствий в качестве предлога для развязывания агрессии, оправдания обострения международной обстановки, демонстрации угрозы вооружѐнного насилия, проверки боевой готовности войск (сил) противника.
С провокаций начинается множество военных конфликтов и войн.
Уже классическим примером стала военная провокация фашистской Германии на польской границе, ставшая поводом для развязывания Второй мировой войны.
Провокационные действия распространены и во внутриполитической борьбе.
Вооружѐнные провокации зачастую преследуют цели вызова более

[Back]