Проверяемый текст
Коваленко Б.В., Пирогов А.И. и др. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Ижица, 2002
[стр. 56]

Для проведения этой дифференциации необходимо выявление её критериальных оснований.
Чаще в качестве таковых выставляются масштабные показатели.
В частности считается, что, если в военном столкновении участвуют силы до батальона включительно, то это —«провокация», «инцидент», участие больших сил —«военный конфликт»,
«война».
Масштабные и временные показатели, безусловно, играют немаловажную роль в данной дифференциации.
Однако эти критерии в основном используются военными'науками.
Для
политологического анализа определяющими являются1показатели, отражающие социальные основания жизнедеятельности общества, их динамику в ходе зарождения, развития и, в результате, урегулирования конфликта.
К таковым относятся: политическая преднамеренность действий; глубина военно-политических целей
вооружённых акций; характер влияния применения военного насилия на военнополитическое и социально-экономическое состояние страны во время его применения; характер влияния итогов (результатов) применения военного насилия на дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны (региона, мира в целом).
В соответствии с заявленными критериями, все вооружённые столкновения, не являющиеся следствием преднамеренных действий политических сил, а произошедшие по стечению обстоятельств, в том числе и случайных, и не ведущие к перестройке жизни хотя бы части страны на военный лад, относятся к военным инцидентам (иногда их называют «войнами-казусами»).
Возникновение таковых обусловлено, как правило, субъективными факторами действий со стороны принадлежащих различным государствам военных структур и объектов, находящихся в режиме боевого дежурства, плавания,
полета, пограничного дозора, а также в ходе учений и оперативных тренировок.
Вместе с тем, полномасштабное внедрение достижений научнотехнической революции в военную сферу не исключает возможности
воен56
[стр. 72]

Для уяснения понимания военного конфликта в "узком" смысле необходима дифференциация понятий, имеющих общее основание "военный".
Это "военный инцидент", "военная провокация", "военный конфликт" и "война".
Значимость этой дифференциации обозначена не только рамками теоретического анализа.
В практике важно отличать одно от другого в целях локализации и недопущения последовательного перерастания этих типов конфликтов.
Эта дифференциация поможет лучше уяснить различия уже рассмотренных "узкого" и "широкого" смыслов понятия вооружѐнного конфликта, так как понятия "инцидент", "провокация", "конфликт", "война" в полной мере присущи и внутриполитической борьбе.
Для проведения этой дифференциации необходимо выявление
еѐ критериальных оснований.
Чаще в качестве таковых выставляются масштабные показатели.
В частности, считается, что если в военном столкновении участвуют силы до батальона включительно, то это провокация, инцидент.
Участие больших сил "военный конфликт"
и т.д.
Масштабные и временные показатели, безусловно, играют немаловажную роль в данной дифференциации.
Однако эти критерии в основном используются военными науками.
Для
философско-политологического анализа определяющими являются показатели, отражающие социальные основания жизнедеятельности общества, их динамику в ходе зарождения, развития и в результате урегулирования конфликта.
К таковым относятся: политическая преднамеренность действий; глубина военно-политических целей
вооружѐнных акций; характер влияния применения военного насилия на военнополитическое и социально-экономическое состояние страны во время его применения; характер влияния итогов (результатов) применения военного насилия на дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны (региона, мира в целом).
Таким образом, все вооружѐнные столкновения, не являющиеся следствием преднамеренных действий политических сил, а произошедшие по стечению обстоятельств, в том числе и случайных, не ведущих к перестройке жизни хотя бы части страны на военный лад, относятся к военным инцидентам (иногда их называют "войнами-казусами").
Возникновение таковых обусловлено, как правило, субъективными факторами действий со стороны принадлежащих различным государствам военных структур и объектов, находящихся в режиме боевого дежурства, плавания,
полѐта, пограничного дозора, а также в ходе учений и оперативных тренировок.
Вместе с тем полномасштабное внедрение достижений научно-технической революции в военную сферу не исключает возможности
военного столкновения по независящим от человека причинам.
К таковым, в частности, можно отнести возможные сбои в работе компьютеризированной боевой техники, случайные ошибки боевых расчетов и т.п.
Именно поэтому своевременное определение военного инцидента предупреждает перерастание его в военный конфликт, а иногда и в полномасштабную войну.
Военная провокация по своей сущности представляет собой специально организованные агрессивные акции правящих кругов государства с применением (прямым или косвенным) военной силы в целях вызова ответных действий и использования их последствий в качестве предлога для развязывания агрессии, оправдания обострения международной обстановки, демонстрации угрозы вооружѐнного насилия, проверки боевой готовности войск (сил) противника.
С провокаций начинается множество военных конфликтов и войн.
Уже классическим примером стала военная провокация фашистской Германии на польской границе, ставшая поводом для развязывания Второй мировой войны.
Провокационные действия распространены и во внутриполитической борьбе.
Вооружѐнные провокации зачастую преследуют цели вызова более

[Back]