Проверяемый текст
Белоусова, Наталья Юрьевна; Государственность как доминанта противодействия коррупции (Диссертация 2008)
[стр. 98]

хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей.
Среди подобных просчетов можно выделить: ,
завышенные налоговые ставки, громоздкость и сложность системы налогообложения, слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующие уклонение от налогов; зарегулированность и негибкость трудового законодательства, сковывающие производственный процесс и побуждающие предпринимателей использовать наемный труд на неформальной основе; отсутствие развитой системы рынков и рыночной инфраструктуры, заставляющее полагаться на неформальные источники ресурсоснабжения и сбыта продукции; избыточную административную регламентацию и бюрократизм государственных органов; сомнение в долговременности и стабильности экономической политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.
Субъект вынужденной внелегальной экономики поставлен в такие условия, когда он чаше всего не по своей воле вынужден искать пути ухода от непосильных налогов или социально несправедливых правовых норм.
Исследование известного перуанского ученого и общественного деятеля Э.
де Сото
обнаруживает, что теневой бум в Перу начался с наплыва в города мигрантов: «...чтобы выжить, мигранты стали теневиками.
Если они хотели жить, торговать, производить, перевозить или даже потреблять, то им, новым жителям городов, приходилось делать это лишь незаконно.
В такой незаконности не было антисоциального умысла, в
отличие от наркобизнеса, воровства или грабежа, цели были вполне законными: строить дома, оказывать услуги, заниматься бизнесом».
Де Сото приходит к следующим важным выводам:
97 1
[стр. 34]

конкуренции основы предпринимательства.
Известно также, что малоимущие слои населения являются питательной средой для теневой экономики.
Это объективная закономерность.
Но просчеты, ошибки, а подчас и некомпетентность государства в социальной политике ведут к бурному росту этих слоев и соответственно росту масштабов теневой экономики.
Коррупция госчиновников —вечная проблема, но ее гипертрофированные масштабы во многих странах объясняются преимущественно субъективными 9 7 факторами .
Проблема «вынужденной внелегальной экономики» требует более внимательного рассмотрения.
Здесь хотелось бы еще раз сослаться на исследование известного перуанского ученого и общественного деятеля Э.
де Сото.

Обращение к истории обнаруживает, что теневой бум в Перу начался с наплыва в города мигрантов: «...чтобы выжить, мигранты стали теневиками.
Если они хотели жить, торговать, производить, перевозить или даже потреблять, то им, новым жителям городов, приходилось делать это лишь незаконно.
В такой незаконности не было антисоциального умысла, в
ч отличие от наркобизнеса, воровства или грабежа, цели были вполне законными: строить дома, оказывать услуги, заниматься бизнесом».
Де Сото приходит к следующим важным выводам:
• Этот подвиг теневой экономики есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс.
• Он связан с реакцией масс на систему, которая традиционно ставит их в положение жертв своего рода правового и экономического апартеида.
Система изобретает законы, делающие неосуществимым естественное стремление народа иметь работу и крышу над головой.
Массы отвергают законы, которые по большей части неисполнимы и несправедливы, и выходят на улицы, чтобы продать то, что могут, заводят собственные магазины, строят дома на склонах холмов пли свободных ч Л Я _______ * Попов Ю.Н., Тарасов М.Е.
Теневая экономика в системе рыночного хозяйства.
М.: Дело, 2005.
240 с.
34

[стр.,35]

клочках земли.
Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до сих пор не имело понятия.
Вовлеченные в теневую деятельность живут более благополучно, когда нарушают закон, чем когда уважают его.
Можно утверждать, что теневая деятельность процветает, если правовые ограничения превышают некоторый социально приемлемый уровень, если закон не признает ожидании, выбора и надежд тех, кто не имеет возможности соблюдать его, и при этом государство не обладает достаточной силой принуждения.
Личности сами по себе не «тени», теневыми являются их действия и деятельность.
Те, кто действуют внелегальным образом, не составляют определенный или статичный сектор общества: они живут в призрачном мире, имеющем протяженную границу с миром законности, и в этот призрачный мир люди бегут, когда издержки соблюдения закона превышают выгоды от его соблюдения.
Крайне редко теневая деятельность нарушает все законы, в большинстве случаев нарушаются лишь отдельные их положения.
Обратившись к причинам явлений, можно определить вынужденную внелегальную экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычно хозяйственной деятельности превышают выгоды от ее осуществления, причем данное понятие характеризуется прежде всего институциональными рамками, которые определяют границы теневой экономической деятельности.
В целом эта разновидность теневой деятельности является ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей.
Среди подобных просчетов можно выделить:
завышенные налоговые ставки, громоздкость и сложность системы налогообложения, слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующие уклонение от налогов; 35

[стр.,36]

V • зарегулированность и негибкость трудового законодательства, сковывающие производственный процесс и побуждающие предпринимателей использовать наемный труд на неформальной основе;отсутствие развитой системы рынков и рыночной инфраструктуры, заставляющее полагаться на неформальные источники ресурсоснабжения и сбыта продукции;избыточную административную регламентацию и бюрократизм государственных органов;сомнение в долговременности и стабильности экономической политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.
Теневая экономика всегда была связана с материальным самообеспечением широких групп населения.
Но в советский период речь шла, как правило, о дополнительных источниках материальных ресурсов, о добавке к семейному бюджету.
В постсоветский же период теневая активность часто служит главным источником средств существования для многочисленных социальных групп, а работа в теневой сфере становится для многих основной формой занятости.
Обзор литературы по теневой экономике и коррупции дает основания предполагать, что научные исследования в данной области в целом соответствуют аксиологическому, ценностно-ориентированному этапу познания.
«Открытие» в 1970-е гг.
неформального сектора экономики вызвало, как отмечают Ю.В.
Латов и С.Н.
Ковалев, «скандал» и своего рода 28 переоценку ценностей в макроэкономических воззрениях .
Первая (и единственная!) научная революция в представлениях о теневой экономике связывается указанными авторами с публикацией в 1989 г.
монографии Э.
де Сото «Иной путь»29, концепция которой определяет «новую, преобладающую в литературе парадигму теорий неформального сектора 2 3 Латов Ю.В., Ковалев С.Н.
Теневая экономика.
М., 2006.
С.
103.
29 Сото Э.
де.
Иной путь.
Невидимая революция в третьем мире.
М., 1995.

[Back]