Проверяемый текст
Джиоева Айна Руфиновна. Лингводидактические основы обучения лексике и словообразованию русского языка в условиях учебного трехъязычия национальной школы (Диссертация 2000)
[стр. 55]

55 Г.Дзасохов неоднократно отмечал, что родной язык это тот неиссякаемый источник, из которого ребенок черпает все нужное для своего образования.
Именно посредством языка он воспринимает и усваивает «все здоровые психические элементы родного племени, приобретает «множество различных познаний» и, таким образом, получает «возможность смело вступать в жизнь».
Овладевая языком родного народа, ребенок одновременно усваивает, и плоды мысли, и чувства предшествующих поколений
(5, 297).
Язык, по его выражению, является не только основным средством интеллектуального развития личности.
Он способствует формированию таких фундаментальных нравственно-этических категорий, как воля, характер человека.
Следовательно, изучение языка сначала родного, затем русского обладает и огромным воспитательным потенциалом, что никогда не должно оказываться за пределами внимания педагогов.
Красной нитью проходит эта мысль и через концепцию всего творческого наследия видного общественного деятеля Северной Осетии, педагога, публициста, организатора издательской деятельности на осетинском языке Г.В.Баева.
Считая неправильным назначение в горские школы русских учителей, не знавших осетинского языка и сразу же начинавших обучение детей на русском, абсолютно непонятном для них, он предлагал открыть во Владикавказе учительскую семинарию с целью подготовки местных национальных кадров.
Ребенок должен понимать язык обучения это важнейшее требование дидактики и непременное условие успешного овладения материалом всех школьных дисциплин.
Кроме того, родной язык является необходимым элементом культуры народа, предметом национальной гордости и почитания, основополагающим
звеном существования национального сообщества.
А обучить детей родной грамоте, родному литературному языку можно только при наличии родной письменности и изданной на ней рационально составленной учебной и методической литературы.
От правильного решения
[стр. 72]

по руслу, самой природой же созданному” (16, 296).
Этим руслом он называл родной язык.
Поэтому первоначальное обучение, считал он, должно вестись именно на родном языке.
Когда же ребенок свободно и прочно овладеет родной речью, научится мыслить на родном языке, можно ждать положительных результатов от изучения им русского, а затем и других языков.
Г.
Дзасохов неоднократно отмечал, что родной язык это тот неиссякаемый источник, из которого ребенок черпает все нужное для своего образования.
Именно посредством языка он воспринимает и усваивает "все здоровые психические элементы родного племени, приобретает "множество различных познаний" и, таким образом, получает «возможность смело вступать в жизнь».
Овладевая языком родного народа, ребенок одновременно усваивает и плоды мысли, и чувства предшествующих поколений
(16, 297).
Язык, по его выражению, является не только основным средством интеллектуального развития личности.
Он способствует формированию таких фундаментальных нравственно-этических категорий, как воля, характер человека.
Следовательно, изучение языка сначала родного, затем русского обладает и огромным воспитательным потенциалом, что никогда не должно оказываться за пределами внимания педагогов.
Красной нитью проходит эта мысль и через концепцию всего творческого наследия видного общественного деятеля Северной Осетии, педагога, публициста, организатора издательской деятельности на осетинском языке Г.В.Баева.
Считая неправильным назначение в горские школы русских учителей, не знавших осетинского языка и сразу же начинавших обучение детей на русском, абсолютно непонятном для них, он предлагал открыть во Владикавказе учительскую семинарию с целью подготовки местных национальных кадров.
Ребенок должен понимать язык обучения это важнейшее требование дидактики и непременное условие успешного овладения материалом всех школьных дисциплин.
Кроме того, родной язык является необходимым элементом культуры народа, предметом национальной гордости и почитания, ос


[стр.,73]

новополагающим звеном существования национального сообщества.
А обучить детей родной грамоте, родному литературному языку можно только при наличии родной письменности и изданной на ней рационально составленной учебной и методической литературы.
От правильного решения
этого вопроса, утверждает великий педагог, зависит все дальнейшее поступательное движение по пути культурного развития.
"Народ без родного печатного слова жалкий корабль без руля...
это стихийная масса, живущая по законам инстинкта, но не разума, и не по законам тех высших начал нравственности и культурного общежития, которые вырабатывались и до наших дней вырабатываются, начиная с седой глубины веков, светочами человечества....
Только благодаря родной письменности горские племена Кавказа могут выйти на путь истинно гражданской жизни", писал Г.В.Баев (16, 177).
Необходимым условием успеха просветительской деятельности он считал тесную и непрерывную связь между школой и народом.
А заключается она именно в родной письменности, овладение которой должно осуществляться уже на начальной ступени обучения.
Особые требования педагог предъявлял к методической организации и художественному оформлению учебников для горских школ: "Начальная книга на родном языке должна быть приноровлена к детскихМ понятиям, должна заинтересовать их молодые умы, только тогда она может пробудить мыслящие силы детей, развить их понятия, облегчить им сознательное приобретение познаний" (16, 176).
Таких книг в это время у осетин еще не было.
Обучение велось на русском языке и исключительно по русским учебникам.
Родной язык преподавался урывками и по таким руководствам, которые ни с внутренней, ни с внешней стороны не выдерживали ни малейшей критики.
Учителя вынуждены были "кидаться от одного русского учебника к другому и везде наталкиваться на неимоверные трудности” (16, 176).
Вот почему, по мнению К.В.Баева, рационально составленная с параллельным русским и осетинским текстом, приноровленная по своему содержанию к детским понятиям первоначальная книга вещь крайне необходимая..." (16, 276).
При наличии таких книг просвещение проникло бы

[Back]