Проверяемый текст
Соболев, Юрий Николаевич; Условия организации адаптивного обучения специалистов пенитенциарной системы в процессе их переподготовки и повышения квалификации (Диссертация, февр 2004)
[стр. 25]

25 кадров.
Следует отметить, что для успешной организации и управления процессом
повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы необходимо располагать не просто знаниями о тех или иных особенностях психики взрослых, а возрастной периодизацией их психофизиологического и * интеллектуального развития.
В
соответствии с экспериментальными данными, полученными коллективом российских ученых под руководством Б.Г.Ананьева [3,
111], процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден.
В возрасте 18—46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания, первый из которых охватывает возраст от 18 до 25 лет, второй — от 26 до 35 лет, третий — от 36 до 46 лет (табл.8).

Обучаемость как восприимчивость человека ко всему новому, имеющему для него значение, отличается у взрослых высокой степенью избирательности.
Она определяется значимостью для человека того или иного объекта, знаний и * умений, необходимых ему для овладения профессиональным мастерством.
Данные исследований [3,
44, 91, 111] показывают, что более высокая степень восприимчивости, а значит, и обучаемости отмечается в 1-й возрастной макропериод (18—25 лет).
Слушатели этого возраста при решении нестандартных задач отличались от 26—30-летних подвижностью интеллектуальной системы, последним же были свойственны стереотипные подходы к решению, что значительно снижало успешность результатов.

Решение задач профессионального типа происходит успешнее у слушателей старше 25 лет.
Как показывает практика, факторы — возраст и обучение — выступают не изолированно, а во взаимосвязи.
Они в совокупности влияют на человека и определяют восприимчивость его к условиям жизни, формам и средствам обучения,
менял отношение к учебному процессу, содержанию учебного материала.
[стр. 20]

2.
Ухудшение восприимчивости слушателей к новому материалу по причине отсутствия учета индивидуальных характеристик слушателей различных возрастных категорий.
Выполненный анализ показал, что существующие в учебных заведениях Минюста России традиционные технологии обучения не учитывают особенности личностных характеристик обучаемых, специфику профессиональной деятельности специалистов пенитенциарной системы, динамику развития психических функций слушателей различного возраста.
Как показывают исследования [14, 48, 83, 51, 125], необходимость учета психофизиологических и интеллектуальных характеристик обучаемых различного возраста является одной из важных проблем обучения.
Следует отметить, что для успешной организации и управления процессом
переподготовки и повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы необходимо располагать не просто знаниями о тех или иных особенностях психики взрослых, а возрастной периодизацией их психофизиологического и интеллектуального развития.
В соответствии с экспериментальными данными, полученными коллективом российских ученых под руководством Б.Г.Ананьева [3,
83], процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден.
В возрасте 18—46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания, первый из которых охватывает возраст от 18 до 25 лет, второй — от 26 до 35 лет, третий — от 36 до 46 лет (табл.8).

20 Таблица 8 Возрастные периоды развития психических функций Периоды Возраст, годы Ранняя зрелость Средняя зрелость, 1 период Средняя зрелость, 2 период Макропериоды 18-25 26-35 3 6 -4 6 Микропериоды 1 8 -2 1 ; 2 2 -2 5 2 6 -2 9 ; 3 0 -3 3 ; 34 -3 5 3 6 -4 0 ; 41 -46

[стр.,21]

Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития психических функций и интеллекта, понимаемого как результат межфункциональных связей.
Рассматривая влияние учебной деятельности на интеллектуальное развитие человека, необходимо различать такие понятия, как обучение и обучаемость.
Когда речь идет об обучении взрослых, то имеется в виду деятельность, способствующая освоению ими имеющегося в общество социального опыта в той или иной области жизни [71].
Обучаемость это восприимчивость человека к средствам, воздействующим на него в условиях учебной деятельности, обеспечивающим успешное овладение знаниями, умениями и навыками.
Обучаемость есть вместе с тем готовность человека к дальнейшему обучению и участию в труде.
Такое понимание обучаемости может служить показателем интеллектуального развития человека, представляя собой свойство развития.
Подобная трактовка обучаемости предложена Б.
Г.
Ананьевым, 3.
И.
Калмыковой и др [3,40, 105].
Интеллектуальное развитие взрослого человека происходит не только в условиях специально организованного обучения, но и в условиях жизнедеятельности в широком понимании.
Обучаемость как восприимчивость человека ко всему новому, имеющему для него значение, отличается у взрослых высокой степенью избирательности.
Она определяется значимостью для человека того или иного объекта, знаний и умений, необходимых ему для овладения профессиональным мастерством.
Данные исследований [3,
40, 83, 105] показывают, что более высокая степень восприимчивости, а значит, и обучаемости отмечается в 1-й возрастной макропериод (18—25 лет).
Слушатели этого возраста при решении нестандартных задач отличались от 26— 30-летних подвижностью интеллектуальной системы, последним же были свойственны стереотипные подходы к решению, что значительно снижало успешность результатов.

Такого рода стереотипы в решении нестандартных задач можно объяснить 21

[стр.,22]

устойчивостью взаимосвязей психических функций.
Что касается решения задач профессионального типа, результаты оказались иными, что подтверждает общую тенденцию интеллектуального развития взрослых — по пути все большего роста и укрепления связей между различными психическими функциями и их свойствами, интеграции интеллектуальной системы с возрастом.
Вот почему решение задач профессионального типа происходит успешнее у слушателей старше 25 лет.
Как показывает практика, факторы — возраст и обучение — выступают не изолированно, а во взаимосвязи.
Они в совокупности влияют на человека и определяют восприимчивость его к условиям жизни, формам и средствам обучения,
меняя отношение к учебному процессу, содержанию учебного материала.
Возникающие в такой ситуации проблемы связаны с выработкой основных направлений реализации гуманистической направленности процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы.
Разрешение указанных проблем возможно на основе создания для обучаемых условий осознанного выбора и освоения образовательных программ и адаптации личности к жизни в обществе.
В исследовании адаптация рассматривается как процесс приспособления социально-образовательной среды к личности обучаемого и активное включение субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку адаптивной образовательной среды, выработку индивидуального образовательного маршрута [57].
Установлено, что основным условием успешного адаптивного обучения является адаптирующая деятельность преподавателя и адаптивная деятельность обучаемых, реализуемая с помощью адаптивных технологий.
Реализуя технологический подход к обучению, необходимо уточнить понятие “технология обучения”.
По результатам исследований [10, 39, 54, 65, 123] термин “технология” (в смысле педагогическая) или его вариации 22

[Back]