Проверяемый текст
Шустова, Наталья Николаевна; Воздействие структурных диспропорций рынка труда на формирование иммиграционного трудового потенциала региона (Диссертация 2006)
[стр. 164]

нально-квалификационную составляющую потенциала труда Дальнего Востока РФ, что вносит свой вклад в уже выявленные ранее системные диспропорции, отражающиеся в конъюнктуре рынка труда.
Существующие особенности Дальнего Востока, связанные со значительной долей дискретного труда, с ресурсными отраслями монопроизводственной специализации, высоким уровнем нестабильности населения, географическим положением, создающим ощущение оторванности от «центра» России, суженным рынком жилья на большинстве дальневосточных территорий, отсутствием необходимых денежных средств, высокого профессионально-квалификационного уровня для большинства населения, значительными перекосами между спросом и предложением на совокупном рынке труда не позволяют через внутреннюю миграцию снизить степень неудовлетворенности условиями жизни и труда.
Как следствие, нереализованные миграционные намерения загоняются вовнутрь, что ведет к росту трудовой мобильности, снижению мотиваций к качественному труду, потребности в повышении квалификации и профессионализма.
Все эти отмеченные особенности
социальной системы влияют как на снижение конкурентоспособности местного населения, так и на высокую нестабильность на рынке труда и конкурентоспособность дальневосточной рабочей силы, особенно в сельской местности.
Все четыре факторных блока влияют на миграционный трудопоток и его качество: природная среда обитания, вызывающая понижение физического здоровья населения; при низком экономическом потенциале региона отсутствуют реальные ресурсы для стимулирования аграрного производства, что ведет к снижению уровня жизни населения сельской местности; своеобразие социальной среды таково, что все более масштабными становятся процессы деградации населения, проявляющиеся в снижении социальной и трудовой мобильности.
В современных условиях интенсивность, масштабы, своеобразие
миграции в значительной степени определяются конъюнктурой, складывающейся на внешней периферии рынка труда.
Диспропорции, формирующиеся 164
[стр. 130]

вья населения; при низком экономическом потенциале региона отсутствуют реальные ресурсы для стимулирования аграрного производства, что ведет к снижению уровня жизни населения сельской местности; своеобразие социальной среды таково, что все более масштабными становятся процессы деградации населения, проявляющиеся в снижении социальной и трудовой мобильности; корпоративная культура испытывает на себе давление всех трех ранее отмеченных факторных блоков, в результате чего происходят негативные изменения в мотивационной структуре работников сельского хозяйства.
Характеризуя китайских рабочих, занятых в строительстве и производстве, следует учитывать несколько специфических особенностей российского рынка труда.
Сегодня на дальневосточном рынке труда с точки зрения экономической эффективности сложилась абсурдная ситуация он все в большей степени, расщепляется на два неравноценных по своим масштабам и характеристикам сегмента.
Одна его часть, так называемый контролируемый государственными центрами занятости рынок, по большей части состоит из работников, включенных в технически отсталые, трудоемкие отрасли, будущее которых едва ли оставляет какие-либо сомнения.
Падение конкурентоспособности предприятий этих отраслей уже давно превзошло ту грань, за которой нет шансов на экономическое возрождение.
По большей части это предприятия умирающих отраслей.
Второй сегмент неконтролируемый, «скрытый» рынок труда живет по своим собственным законам и состоит из огромного числа работников занимающихся реализацией самозанятости, но в достаточно «дикой», не цивилизованной форме.
В этой части рынка труда сложилась вообще беспрецедентная ситуация.
Налоговая политика в настоящее время такова, что многие индивидуальные и мелкие предприниматели уходят в «теневую» сферу, скрываясь от непомерных налогов.
Характерно, что если еще в конце 90-х годов прошлого столетия контролируемый рынок труда составлял примерно 50% от общерегионального, то сейчас, по ряду оценок, он сократился более чем в два раза и со

[стр.,157]

рынке труда Дальнего Востока не позволяют через внутреннюю миграцию снизить степень неудовлетворенности условиями жизни и труда.
Как следствие нереализованные миграционные намерения загоняются во внутрь, что ведет к росту трудовой мобильности, снижению мотиваций к качественному труду, потребности в повышении квалификации и профессионализма.
Все эти отмеченные особенности
корпоративной культуры влияют как на снижение конкурентоспособности местного населения, так и на высокую нестабильность на рынке труда.
Рассмотрим какие ключевые моменты должны быть использованы в иммиграционной политике в контексте проведенного нами анализа и сделанных выводов.
В настоящее время существует и широко обсуждается на различных уровнях, по меньшей мере, три возможных альтернативных сценария развития 1St Дальнего Востока , каждый из которых ориентирован на поиск эффективной экономической стратегии.
В наиболее кратком изложении это: 1) традиционная экспортная ресурсная специализация региона; 2) его интеграция в АТР на основе максимальной экономической кооперации с Китаем; 3) формирование открытой региональной экономической модели, которая позволит обеспечить вхождение Дальнего Востока в экономическое пространство АТР, но вне связи с кооперацией с каким-либо конкретным зарубежным партнером.
При обосновании целесообразности и экономической эффективности выбора той или иной стратегии развития Дальнего Востока упускается, на наш взгляд, важнейший критерий, каким является социально-трудовой потенциал региона.
Основная социально-экономическая проблема Дальневосточного региона, как в прошлом, так и в настоящем и тем более в будущем определялась, и по различным прогнозным оценкам будет определяться, количественными и качественными показателями населенческой структуры.
Но в таком случае объективно возрастает угроза того, что Дальний Восток может стать своеобразным плацдармом для массового неконтролируемого 18Работы: Е.Н.
Галичанина, Н.М.
Горбунова, В.
И.
Ишаева, Р.Г.
Леонтьева, П.А.
Минакира, Н.К.
Михеевой.


[стр.,167]

5.
При анализе трудовой иммиграции нужно учитывать: иммиграционный трудовой потенциал территории; своеобразие социально-экономической системы, уровень ее устойчивости и, прежде всего ее социокультурного ядра, чувствительность к давлению иммиграционного трудового потенциала; внутренние возможности территорий сохранения и развития социокультурного своеобразия трудовой иммиграции; факторы внешней среды (всего структурные диспропорции в социально-экономической системе), которые формируют иммиграционный потенциал, особенно в условиях сигма-потенциала территории.
6.
Проведенный нами анализ показал, что в середине XIX начале XX на Дальнем Востоке в результате системных взаимодействий факторов внешней среды были созданы объективные предпосылки для значительного притока китайской трудовой иммиграции на дальневосточный рынок труда.
Эти системные взаимодействия определялись рядом внешних факторов, в числе которых наиболее значимыми являлись: экстремальные природно-климатические условия; низкий демографический потенциал территории; дефицит труда, особенно высококвалифицированного; низкая мотивация населения на труд в ряде сегментов развиваемого регионального хозяйственного комплекса; деформированная социальная стратификация с преобладанием малообеспеченного населения; высокая миграционная мобильность местного населения; нестабильность труда и жизни, сказывающейся, в конечном счете, в отсутствии стабильного населения.
Эти системные взаимодействия различных компонентов факторных блоков внешней среды детерминировали структурные диспропорции, которые и определяли высокую иммиграционную емкость и характеризовали Дальний Восток как территорию с сигма-потенциалом иммиграционного труда.
7.
В современных условиях интенсивность, масштабы, своеобразие
пичного иммиграционного трудопотока, выделенного по «временной» характеристике, в значительной степени определяются конъюнктурой, складывающейся на внешней периферии рынка труда.
Структурные диспропорции, формирующиеся в результате системного взаимодействия факторных блоков внешней среды, наиболее остро будут проявляться в той сегментной части внешней пе

[Back]