политических, экономических, социальных и культурных прав человека», на «создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление всеми основных прав и свобод». Отдельным пунктом в ней закреплено «право на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности». Она также содержит обязательства, направленные на обеспечение права физически и умственно неполноценных лиц на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию. Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую Конвенцию о социальном обеспечении (1972) и Рекомендацию МОТ №69 «О медицинском обслуживании» (1944). Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную' защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам. За рубежом к середине XX в. среди представителей прогрессивных слоев общества сформировался взгляд, в соответствии с которым максимально приблизиться к социальным нормам, «войти» в общество лица с нарушениями в развитии смогут в том случае, если для них будут созданы благоприятные социокультурные условия. Государство, общество должны делать все возможное, чтобы не изолировать нетипичных людей, а интегрировать их в контекст современных межличностных отношений. Развивается институт социальной работы. Разрабатываются моральнотерапевтическая теория социальной работы, психодинамическая теория, а в 50-е годы — валеологическая. Происходит формирование у населения идеологии и практики жизнесохранительного, здоровьесберегающего поведения, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни. Впервые о необходимости включения детей с отклонениями в развитии |
клонениями в развитии «культуры бедности» (по О.Льюису), к устойчивости моделей маргинализации. Это приводит к вынужденному сужению круга потенций продуктивного участия в социокультурной повседневной реальности: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении социальных функций, получении разнообразной информации. Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения человека с его ближайшим окружением, снижают уровень социокультурной активности индивида, формируют иждивенческие установки у нетипичных людей, что усиливает степень их маргинализации. За рубежом к середине XX в. среди представителей прогрессивных слоев общества сформировался взгляд, в соответствии с которым максимально приблизиться к социальным нормам, «войти» в общество лица с нарушениями в развитии смогут в том случае, если для них будут созданы благоприятные социокультурные условия131. Государство, общество должны делать все возможное, чтобы не изолировать нетипичных людей, а интегрировать их в контекст современных межличностных отношений. Развивается институт социальной работы. Разрабатываются морально-терапевтическая теория социальной работы, психодинамическая теория, а в 50-е годы —валеологическая. Происходит формирование у населения идеологии и практики жизнесохранительного, здоровьесберегающего поведения, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных аксиологических рядов. Впервые о необходимости включения детей с отклонениями в развитии в сообщество обычных детей (в рамки традиционного процесса образования) в западных, скандинавских странах (например, в Германии, Дании) заговорили в тридцатые годы XX в. Однако тогда широкой социальной поддержки данные идеи не нашли. Лишь в 1950 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) принимает резолюцию «Социальная реадаптация физически дефективных», где впервые актуализируется проблема защиты прав инвалидов. Серьезность рассмотрения во второй половине XX в. в западных, скандинавских 131 См.: Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. М., 1991. |