Проверяемый текст
Нисневич, Константин Михайлович; Процессуальные гарантии защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод в стадии предварительного расследования (Диссертация 2003)
[стр. 43]

формально определенных государственно-принудительных мер, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающих в качестве классового регулятора общественных отношений.
В позитивизме действует формула «закон есть закон» независимо от его содержания.
Философские, нравственные и иные оценки права исключаются, поскольку оно должно восприниматься таким, какое оно есть.
Как отмечает В.К.
Баев, нормативизм этатическая теория; государство в ней признается единственным
творцом права, роль которого сводится к орудию, средству, инструменту государственного управления1.
У теории позитивизма есть свои положительные моменты, однако у нее есть большой недостаток; он заключается в том, что в позитивизме игнорируется содержательная сторона права, то есть положение и степень свободы адресатов правовых норм, субъективные права личности, моральность юридических норм и соответствие их объективным потребностям общественного развития.
Право оказывается под государством, становится частью его политико-административной системы, средством утверждения мощи государства, оформления его команд, что неизбежно приводит к деспотизму и тоталитаризму.
Этот недостаток сильно дискредитировал данную теорию и привел к тому, что в настоящее время нормативизм не является господствующим течением в юридической науке.
В противовес юридическому позитивизму была разработана естественно-правовая теория, главной отличительной чертой которой является то, что право не связывается так жестко с понятием государства.
Согласно этой концепции, право не формируется законодателем, а только формулируется им в законах и иных нормативных актах.
Правят не люди посредством права, а господствует само право, в том числе по отношению к власти, государству, обязывая правящих создавать правовые (а не любые) законы и на их основе осуществлять государственное управление.
Само же
1Общая теория права.
Курс лекций / Под ред.
В.К.

Баева.
И.Новгород.
1993.
С.25-28.
[стр. 38]

стагнации общества1 .
Поэтому, как отмечается многими юристами, проблема прав человека сравнима в современном мире лишь с проблемой выживания человечества, преодоления экологического кризиса2.
Все сказанное о важности института прав и свобод человека и гражданина в современном мире, о необходимости их обеспечения и реальной гарантированности в полной мере можно отнести и к сфере уголовного судопроизводства деятельности государственных органов и должностных лиц по расследованию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших, по рассмотрению и разрешению уголовных дел по существу.
Значение прав и свобод для уголовного процесса непреходяще, что наконец-то воспринято законодателем, и закреплена их защита как цель уголовно-процессуальной деятельности.
История развития мировой правовой мысли выработала два основных подхода к определению сущности права в целом позитивистский и естественно-правовой, каждому из которых соответствует свое понимание природы прав и свобод личности.
Основная идея позитивизма заключается в том, что исходным и определяющим моментом в создании права является государство.
Право сторонниками этой школы понимается как система общеобязательных формально определенных государственно-принудительных мер, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающих в качестве классового регулятора общественных отношений.
В позитивизме действует формула «закон есть закон» независимо от его содержания.
Философские, нравственные и иные оценки права исключаются, поскольку оно должно восприниматься таким, какое оно есть.
Как отмечает В.К.
Баев, нормативизм этатическая теория; государство в ней признается единственным
1См.: Мюллерсон Р.А.
Права человека: идеи, нормы, реальность.
М., 1991.
С.З.
2 См.: Магомедов А.А., Мордовец А.С., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А.
Права человека и деятельность органов внутренних дел.
Саратов.
1994.
С.
5.


[стр.,39]

творцом права, роль которого сводится к орудию, средству, инструменту государственного управления1.
У теории позитивизма есть свои положительные моменты, однако у нее есть большой недостаток; он заключается в том, что в позитивизме игнорируется содержательная сторона права, то есть положение и степень свободы адресатов правовых норм, субъективные права личности, моральность юридических норм и соответствие их объективным потребностям общественного развития.
Право оказывается под государством, становится частью его политико-административной системы, средством утверждения мощи государства, оформления его команд, что неизбежно приводит к деспотизму и тоталитаризму.
Этот недостаток сильно дискредитировал данную теорию и привел к тому, что в настоящее время нормативизм не является господствующим течением в юридической науке.
В противовес юридическому позитивизму была разработана естественно-правовая теория, главной отличительной чертой которой является то, что право не связывается так жестко с понятием государства.
Согласно этой концепции, право не формируется законодателем, а только формулируется им в законах и иных нормативных актах.
Правят не люди посредством права, а господствует само право, в том числе по отношению к власти, государству, обязывая правящих создавать правовые (а не любые) законы и на их основе осуществлять государственное управление.
Само же
право рождается не «сверху», а естественным путем: в процессе совместной жизнедеятельности людей обнаруживается взаимность их прав и обязанностей, выясняется, что права и свободы одних людей могут быть реализованы через обязанности их контрагентов.
Тем самым правомочия сторон уравниваются, «уравновешиваются».
В гражданском обществе, то есть «снизу», выявляется всеобщая 1Общая теория права.
Курс лекций / Под ред.
В.К.

Еаева.
Н.Новгород.
1993.
С.2:>-28.

[Back]