Проверяемый текст
Мирзазаде, Рафаил Шамил оглы; Процессы трансформации взаимодействий структур гражданского общества и государства : сравнительный анализ социальных практик в России и странах Западной Европы (Диссертация 2007)
[стр. 107]

107 участников общественного договора не ставят под сомнение юридическую и моральную оправданность, т.е.
легитимность установившегося
политическою и социального порядка.
2.2.
Становление и развитие взаимодействия гражданского общества и государства к России Многовековая российская история безраздельного господства властных структур и подавления ими всяческих проявлений независимой гражданской инициативы способствовала формированию взгляда на государство и гражданское общество как на непримиримых противников.
В таком культурологическом контексте довольно естественным оказывается стремление построить отношения гражданского общества с властью на принципах «игры с нулевой суммой», когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого.
Однако в рамках демократической системы отношения государственной власти и гражданского общества должны строиться на иных принципах.
Выражая и
отстаивал интересы граждан, защищая их от государства, гражданское общество само по себе не способно удовлетворить значительную часть требований масс.
Это может быть сделано только
государством1.
Как верно подметили в своей статье отечественные
исследователи В.В.
Лапкин и В.И.
Пантип, обилие социальных и политических потрясений, которыми так богата новая и новейшая история России («великих потрясений», от которых предостерегал Россию еще П.
Столыпин), в немалой степени сопряжено с традиционной непрозрачностью каналов взаимовлияния общественного мнения и политических (прежде всего властных) институтов: сигналы «снизу»,
1 Вайнштейн ¡'.И.
Закономерности и проблемы посткоммунистичееких трансформаций / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в.
Дубна:
Фсникс+, 2001.
С.
163.
[стр. 68]

Проблема партнерства или противостояния с государственными структурами является определяющей для понимания путей развития гражданского общества в нашей стране.
Сторонники концепции гражданского общества очень часто рассматривают в качестве одного из важнейших условий усиления его роли в общественно-политическом развитии соответствующее ослабление государства и уменьшение влияния институтов государственной власти.
Для многих представителей либеральнодемократических сил борьба за гражданское общество как бы отождествляется с борьбой против государства.
Подобное понимание 9 отношений гражданского общества и власти является, в частности, чрезвычайно характерной особенностью либерально-демократических сил в России.
И это имеет, конечно, свои глубокие исторические и социальнопсихологические основания.
Многовековая российская история безраздельного господства властных структур и подавления ими всяческих
проявлении независимой гражданской инициативы способствовала формированию взгляда на государство и гражданское общество как на непримиримых противников.
В таком культурологическом контексте довольно естественным оказывается стремление построить отношения гражданского общества с властью на принципах «игры с нулевой суммой», когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого.
Однако в рамках демократической системы отношения государственной власти и гражданского общества должны строиться на иных принципах.
Выражая и
отстаивая интересы граждан, защищая их от государства, гражданское общество само по себе не способно удовлетворить значительную часть требований масс.
Это может быть сделано только
государствомпо Как верно подметили в своей статье отечественные социологи Лапкин В.В.
и Пантин В.И., обилие социальных и политических потрясений, 110Вайнштейн Г.И.
Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в -Дубна:
Феникс+, 2001.
С.
163.
68

[стр.,69]

которыми так богата новая и новейшая история России («великих потрясений», от которых предостерегал Россию еще П.Столыпин), в немалой степени сопряжено с традиционной непрозрачностью каналов взаимовлияния общественного мнения и политических (прежде всего властных) институтов: сигналы «снизу», свидетельствующие о назревании кризисной, взрывоопасной ситуации, практически не доходят до «верхов», до элиты и соответствующих политических институтов или доходят слишком поздно; одновременно с этим характер и скрытые пружины принятия тех или иных властных решений, либо законодательных актов также зачастую оказываются в значительной степени сокрыты от общественности, формируя у российских граждан*отчуждение от власти.
Так было и в 1917 г., и в 19901991 гг., так может произойти и в будущем.
Таким образом проблема усиления «прозрачности» старых и* заново формирующихся каналов взаимодействия общественного мнения и политических институтов*имеет не только чисто теоретическое, но и ярко выраженное практическое значение .
С начала посткоммунистических изменений в Восточной Европе и в России не было; пожалуй, идеи, столь сильно захватывавшей воображение не только либерально-демократической интеллигенции в этих странах, но и политических деятелей и аналитиков на Западе, нежели идея «гражданскогообщества» как важнейшей движущей силы демократизации.
В сознании многих политиков и специалистов, размышлявших в этот период о посткоммунистических преобразованиях и стремившихся придать им демократическую направленность, широко распространилось убеждение в том, что исходящая снизу, независимая-от власти общественная активность, опирающаяся на развитую сеть автономных от государства социальных I ^ институтов»и объединений, является существеннейшим условием упрочения демократической системы.
111Лапкин В.В., Пантин В.И.
Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в.
-Дубна:
Феникс+, 2001.
С.
103.


[стр.,97]

государственное финансирование НКО: пользующиеся такой поддержкой организации рискуют попасть в зависимость от властей и превратиться в политический инструмент правительства или правящей партии Офферле называет «фальшивыми» НКО.
в то, что Поэтому французские некоммерческие организации ведут упорную борьбу за дальнейшее совершенствование своей правовой базы, с тем чтобы сделать прозрачным и привлекательным государственное, равно как и частное, финансирование НКО.
Достижению этой цели служит, к примеру, система частных фондов (широко развитая в США, но гораздо более слабая во Франции), целевые гранты которых пользуются налоговыми льготами»155.
Указанная ситуация стала возможной в рамках существующего в странах Европы общественного договора, в рамках которого устраняются препятствия для признания в качестве равноправных субъектов социальных взаимодействий любых структур гражданского общества.
Предотвращение конфликтов признания в высшей степени тонкая материя.
Сравнительно благополучная ситуация в странах Западной Европы объясняется, на наш взгляд, тем, что здесь удалось решить центральную проблему межгруппового взаимодействия проблему легитимации.
Большинство участников общественного договора не ставят под сомнение юридическую и моральную оправданность, т.
е.
легитимность установившегося
политического порядка.
Этнические и религиозные меньшинства признают этот порядок потому, что в рамках последнего они сами признаны.
Среди основных принципов практик признания, общих различным странам независимо от их конкретных особенностей того или иного региона, можно выделить три: гражданское равенство представителей этнических меньшинств с представителями титульного этноса; свободное отправление индивидами, принадлежащими к этническим меньшинствам, своей культурной, языковой и религиозной идентичности; 155 Рубинский Ю.И.
Культура гражданского противостояния // Россия в глобальной политике, 2006, № 2, март-апрель.
97

[Back]