Проверяемый текст
Мирзазаде, Рафаил Шамил оглы; Процессы трансформации взаимодействий структур гражданского общества и государства : сравнительный анализ социальных практик в России и странах Западной Европы (Диссертация 2007)
[стр. 119]

119 оправданную критику не только со стороны представителей незападных народов, но и у ряда авторитетных западных политологов1.
Существующие на этот счет иллюзии развеиваются по мере того, как усиливается «демократическая агрессия» Запада по
отношению к государствам, политически ему нелояльным (Ирак, Югославия).
Все более обоснованно звучат сомнения в том, что Запад, и в первую очередь его сегодняшний лидер США, в должной мере соответствуют требованиям, предъявляемым мировой эволюцией к лидеру процесса глобализации: «положение
обязывает», но груз организационно-политических традиций толкает к использованию методов и идеологий имперского господства, которые, будучи принципиально чужеродны принципам глобального миропорядка, в то же время — в качестве рецессивных признаков сохраняются в «политическом генофонде» держав лидеров западной цивилизации»2.
Не случайно
экспорт демократии, как и экспорт социальных моделей поведения, в том числе и в сфере функционирования гражданского общества, некоторыми авторами квалифицируется как «распад начал миропорядка, которые позволяли Западу создать привлекательные образцы модерна, заинтересовать другие народы и цивилизации в модернизации различных сторон своего существования»3.
Как пишет М.С.
Каган, «если история гражданского общества начиналась с декларирования
«прав человека и гражданина», то теперь необходима «Декларация о правах гражданина и его ответственности перед человечеством».
Именно так
1 См.
Хантингтон С.П.
Запад уникален, но не универсален // МЭИМО.
№ 8.
1997.-С.
90-91.

2 Лапкин В.В.
Универсальная цивилизация: болезнь роста и ее симптомы / Политические институты на рубеже
тысячелетии.
XX XXI в.
Дубна: Феникс+, 2001.
С.
14.
3 Ильин М.В.
Война в Югославии: от жертвоприношения Сербии к самоубийству
Запала? // Политические исследования.
№ 2.
1999.
[стр. 74]

самостоятельный путь собственной страны, неспособности найти, понять, почувствовать этот путь.
Отсюда суета и агрессия власти»119.
Негативную роль в сфере развития в современной России гражданского общества как социального института сыграло и излишне навязчивое стремление западных стран принести ценности своей культуры на постсоветское пространство.
Как справедливо отмечает •известный отечественный политолог В.В.
Лапкин, «претензии Запада, и в особенности США, на особую мессианскую роль распространителя собственной культуры в качестве универсальной, общемировой вызывают оправданную критику не толькосо стороны представителей незападных народов, но и у ряда авторитетных западных политологов .
— — Существующие-на-этот-счет-иллюзии-развеиваются* по.мере-того,.-как усиливается^ «демократическая агрессия» Запада по
отношении» к .
государствам, политически ему нелояльным (Ирак, Югославия).
Все более обоснованно звучат сомнения' в том,' что Запад, и в первую очередь его* сегодняшний лидер —США, в должной мере соответствуют требованиям, предъявляемым мировой эволюцией' к лидеру процесса, глобализации: «положение1обязывает»,
ногруз организационно-политических традиций толкает к использованию методов и идеологий имперского господства, которые, будучи принципиально чужеродны принципам глобального миропорядка, в то1 же время' — в качестве рецессивных признаков — сохраняются в «политическом генофонде» держав — лидеров западной цивилизации» 2 .
Не случайно■экспорт
демократии, как и экспорт социальных моделей поведения; в том числе и в сфере функционирования гражданского общества Р некоторыми авторами квалифицируется как «распад начал миропорядка, которые позволяли Западу создать привлекательные образцы модерна, 119Наумова Н.Ф.
Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? -М., 1999.
сЛ 1-12.
120См.
Хантингтон С.П.
Запад уникален, но не универсален// МЭИМО, № 8; 1997, с.
90-91
121Лапкин В.В, Универсальная цивилизация: болезнь роста и ее симптомы / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в.
-Дубна: Феникс*, 2001.
С.
14.


[стр.,75]

заинтересовать другие народы и цивилизации в модернизации различных 122 сторон своего существования» .
Как пишет М.С.
Каган, «если история гражданского общества начиналась с декларирования
“прав человека и гражданина”, то теперь необходима “Декларация о правах гражданина и его ответственности перед человечеством”.
Именно так
культура должна выправить односторонность своего участия в историческом процессе образования гражданского общества»123 Состояние общественных настроений, позволяющее осуществить в авторитарных странах первоначальные демократические трансформации, несмотря на существенный дефицит демократической политической культуры, Дж.Нелсон определяет как «негативный консенсус», сутью которого является массовое недовольство прежним авторитарным режимом и осознание большей частью граждан провала старых экономических и политических институтов и стратегий .
Дж.Нелсон отмечает, например, что «успех экономических реформ...
зависит не только от приверженности правительства их реализации, но и от того, существует ли (или может ли возникнуть в ближайшем будущем) более широкий общественный консенсус по отношению к основным направлениям, по которым должна развиваться страна»125 Так, американские исследователи экономических аспектов демократизации прямо пишут о том, что «общая эрозия веры в способность демократических правительств управлять экономикой повлечет за собой усиление привлекательности авторитарных решении не только среди элиты5 но и среди масс»126 122Ильин МВ.
Война в Югославии: от жертвоприношения Сербии к самоубийству
Запада? // Политические исследования, № 2, 1999.
' 123Каган МС.
Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социальногуманитарные знания, 2000, № 6.
124Nelson J, Linkages Between Politics and Economics II Journal of Democracy, 1994, Vol.5, N.4, October, pp.4962.
125Там же.
P.
55.
126Haggard St., Kaufman R.
The Political Economy of Democratic Transition II Comparative Politics, 1997, Vol.29, N.3, April, p.280.
75 i

[Back]