Проверяемый текст
Мирзазаде, Рафаил Шамил оглы; Процессы трансформации взаимодействий структур гражданского общества и государства : сравнительный анализ социальных практик в России и странах Западной Европы (Диссертация 2007)
[стр. 143]

143 представляется -мнение известного американского специалиста по проблемам гражданского общества Т.Каротерса: «признание того, что люди в любом обществе объединяются и прилагают совместные усилия для достижения как достойных, так и низких целей, является ключевым для развенчания идеи гражданского общества»1.
Приходится признавать, что демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик гражданского общества.
Современные исследования концепции гражданскою общества свидетельствуют о том, что оно может способствовать упрочению демократии лишь в том случае, если следует определенным правилам, важнейшим из которых является установление здоровых, взаимных отношений между гражданским обществом и властью.
Значительное место в исследованиях российских ученых занимает публичная сфера, где, по выражению 10.
Красила, «в открытом сопоставлении взглядов происходит «притирка» разных групп интересов и в диалоге с государственной властью формируются гражданское сознание и гражданская позиция»2.
В публичной сфере складывается общественное мнение, происходит обсуждение социально-политических проблем, реализация общественных интересов, осуществляется влияние различных организаций, представляющих частные интересы, на государственную политику.
Развитие публичной сферы невозможно без формирования зрелого гражданского общества и гражданской культуры.
С точки зрения французского исследователя демократии Г'и Эрмэ для формирования гражданственности необходима такая культура, для которой характерны 1Цит.
по: Вайнштейн Г.И.
Закономерности и проблемы носткоммунистических трансформаций // Политические институт на рубеже тысячелетий.
Дубна, 2001.
С.
167.
2 Красин Ю.Л.
Публичная сфера и публичная политика.
Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций.
Историко-политологический семинар: материалы.
Выпуск Ке 25.
М , 2002.
С.
14.
[стр. 58]

тот факт, что разделение властей по-настоящему осуществлено лишь в немногих национальных конституциях).
Одной из основных функций «активной общественности» становится функция политического контроля.
«Контроль — это нечто иное, чем законодательная, исполнительная и судебная власти, в отличие от них он сам представляет собой часть политического процесса.
Слабость конституционного мышления в категориях разделения властей кроется в том, что при этом речь идет о статическом принципе.
Разделение властей почти ничего не говорит нам о политических процессах, о том, как они возникают и 88 протекают, предполагая их постоянными» .
Вместе с тем неверно было бы закрывать глаза на тот факт, что # мотивом сплочения людей и их «независимой» активности нередко оказывается стремление отнюдь не только к одним благородным целям.
С этой точки зрения совершенно справедливым представляется мнение известного американского специалиста по проблемам гражданского общества Т.Каротерса: «Признание того, что люди в любом обществе объединяются и прилагают совместные усилия для достижения как достойных, так и низких целей, является ключевым для развенчания идеи гражданского общества»89.
* На взгляд автора настоящей диссертации в контексте процитированного высказывания Т.Каротерса необходимо вести речь не о «развенчании идеи к гражданского общества», а скорее о признании его гетерогенности.
Подтверждением этого тезиса служат произошедшие в последние годы в европейских странах многочисленные конфликты структур гражданского общества в которую входят жители исповедующие ислам с государством (запреты на ношение головных платков во Франции в Германии), так и между вышеуказанными структурами и представителями традиционных для Европы конфессий.
88 Dahrendorf R.
Konflikt und Freitheit.
Auf dem Wege sur Dienst-Klassengesellschaft.
München, 1972.
S.
232.
89 Carothers Th.
Civil Society // Foreign Policy, Winter 1999-2000.
P.20.
58

[Back]