Проверяемый текст
Мирзазаде, Рафаил Шамил оглы; Процессы трансформации взаимодействий структур гражданского общества и государства : сравнительный анализ социальных практик в России и странах Западной Европы (Диссертация 2007)
[стр. 150]

150 государства имеет большое значение для России.
При этом можно выделить различные пути его становления.
Если в странах северной и центральной Европы структуры гражданского общества появились вне рамок какого-либо влияния государства, то в странах южной Европы ситуация была иной.
В этих государствах происходил процесс явочного или официально разрешенного становления ячеек гражданского общества.
Необходимо отметить общую тенденцию во взаимоотношениях европейских государств со структурами гражданского общества стремление придать демократическим тенденциям организации общественной жизни новый импульс к развитию.
Указанная ситуация стала возможной в рамках существующего в странах Европы общественного договора, благодаря которому устраняются препятствия для признания в качестве равноправных субъектов социальных взаимодействий любых структур гражданского общества.

Взаимодействие гражданского общества и государства в России начинается с конца 80-х годов XX века.
Гражданское общество в переходный период выступает как среда формирования идеи национального (общественного) согласия, преодолевающей классовые, этнические, религиозные и местнические различия.
Из основных составляющих гражданского общества выделим местную власть —местное самоуправление.
Местное самоуправление самая сложно определяемая компонента ¡ражданекого общества.
Однако сегодня все очевиднее становится и то, что в ряде посткоммунистических стран, в том числе и в России, концепция гражданского общества подверглась определенным упрощениям.
Это связано с гем, что гражданское общество в целом в России часто воспринимается властными институтами как «черный ящик», не имеющий достаточного правового обеспечения.
На современном этапе содействовать развитию взаимодействия гражданского общества и государства в нашей стране скорее всего может:
[стр. 93]

Институционализция отношений и взаимных обязательств между правительствами и некоммерческим сектором (по образцу Компакта в Великобритании, Аккорда в Канаде)».
Вместе с тем необходимо отметить общую тенденцию во взаимоотношениях европейских государств со структурами гражданского общества —стремление придать демократическим тенденциям организации общественной жизни новый импульс к развитию.
В частности, отечественный исследователь Г.Г.
Дилигенский пишет: «Поиск новых форм демократии становится характерной чертой западной общественной мысли и практики.
Он идет прежде всего по линии формирования новых форм социальности, призванных заменить распадающиеся групповые социальнокультурные общности более подвижными, временными, флюктуирующими, возникающими на добровольной основе по поводу меняющихся конкретных проблем и ситуаций.
Идет поиск «нового коммюнотаризма», который означает в частности, по мнению одного из его ведущих теоретиков .А.Этциони, ограничение доминирующей роли частного начала («приватности») в жизни индивида и социума151.
Иными словами, социальность, детерминированная «извне» (групповой принадлежностью, культурной средой и т.д.), заменяется социальностью добровольной, выражающей стремление индивидов, не жертвуя своей автономией, преодолеть взаимную отчужденность на основе поиска общих ценностей и стремлений»152.
Именно на основе общих ценностей происходит объединение граждан в сообщества.
Указанный дискурс вполне вписывается в общие тенденции развития человеческого общества.
В частности, в своей книге «The End of Poverty.
Economic Possibilities For Our Time» («Конец нищеты.
Экономические возможности нашего времени») известный экономист Джеффри Сакс пишет: «Хотя учебники по экономике и проповедуют идеи 151 152 Etzioni A.
The Limits of Privacy.
-N.Y.,1999.
Дилигенский Г.Г.
Демократия на рубеже тысячелетий / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в.
Дубна: Феникс*, 2001.
С.
30.
93

[стр.,105]

гражданского общества является стремление придать демократическим тенденциям организации общественной жизни новый импульс к развитию.
Указанная ситуация стала возможной в рамках существующего в странах Европы общественного договора, благодаря которому устраняются препятствия для признания в качестве равноправных субъектов социальных взаимодействий любых структур гражданского общества.
*
Сравнительно благополучная ситуация в странах Западной Европы объясняется тем, что здесь удалось решить центральную проблему межгруппового взаимодействия проблему легитимации.
Большинство участников общественного договора не ставят под сомнение юридическую и моральную оправданность, т.е.
легитимность установившегося политического и социального порядка.
социоструктурных взаимодействии граж; общества и государства в России.
Особенности социоструктурных взаимодействий гражданского общества и государства в России в настоящем параграфе диссертационного исследования рассмотрены с использованием методологии сравнительного социологического анализа, в процессе осуществления которого возможно выявления тренда развития социальных практик.
В появившейся в начале 70х годов пионерской работе канадских исследователей Г.
Скиллинга и Ф.
Гриффитса был поставлен вопрос о существовании в условиях советской действительности «групп мнений» (opinion groups), которые, не будучи оформлены организационно, оказывали ощутимое, хотя и опосредованное влияние на процессы принятия решений166.
К таким группам относились, например, сообщества представителей гуманитарных творческих профессий, технической интеллигенции, группировок в составе номенклатуры, которые поддерживали некоторые 166См.
Skilling G., Griffiths F.
Interest Groups in Soviet Politics.
Princeton, N.J., 1971.
105

[стр.,127]

I объясняется отсутствием механизмов реального влияния населения на проводимую социальную и экономическую политику.
Не использование потенциала гражданского общества как социального института крайне негативно сказывается на развитии страны.
Значительная часть некоммерческих организаций прекращает свою деятельность, не выдерживая ухудшения условий социального партнерства с государством.
В данном случае мы наблюдаем процесс противостояния российского государства и института гражданское общество.
Активные действия государства по профилактике угрозы «цветных» революций приводят не к укреплению взаимопонимания чиновников и общественников, но к появлению новой политической оппозиции.
Такой дискурс чреват негативными последствиями для самой элиты.
V Как странах Европы, так и в России объединение граждан в структуры гражданского общества происходит на основе общих ценностей.
Цели НКО во многом определяют и методы их достижения в зависимости от преимуществ, которыми располагает каждая группа интересов.
У предпринимателей это деньги, связи, контроль над значительной частью СМИ, у профсоюзов — массовость, у интеллигенции или религиозных сообществ моральный авторитет и т.
п.
При всех существующих в странах Европы различиях, общей тенденцией во взаимоотношениях европейских государств со структурами гражданского общества является стремление придать демократическим тенденциям организации общественной жизни новый импульс к развитию.
Указанная ситуация стала возможной в рамках существующего в странах Европы общественного договора, благодаря которому устраняются препятствия для признания в качестве равноправных субъектов социальных взаимодействий любых структур гражданского общества.

Сравнительно благополучная ситуация в странах Западной Европы объясняется тем, что здесь удалось решить центральную проблему межгруппового взаимодействия проблему легитимации.
Большинство 127

[Back]