74 социологии) под институтом в общем виде понимаются: 1) политическое установление — комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека в политической области; 2) политическое образование, или учреждение, ор!-анизация — определенным образом организованное объединение людей, та или иная политическая структура; 3) устойчивый тип политического поведения, выражающийся в определенной системе коллективных действий, процедуре, механизме'. На первый взгляд кажется, что это понятие применяется в отношении достаточно разнородных политических явленийот политико-культурных до структурно-процессуальных и деятельностных. По существу лее, перед нами одно и то же явление, но рассмотренное с разных пространственIю-времепных позиций. Политическое образование, рассматриваемое изнутри, с точки зрения действующих в нем правил, является политическим институтом, а во взаимодействии с другими — политической организацией. По тексту настоящего диссертационного исследования автор в качестве рабочего исследовательского инструмента ориентируется на дефиницию социолога М. Леви, рассматривавшего функционирование социальных институтов в узком смысле слова как «формальных соглашений, достигнутых группами людей, поведение которых регулируется применением четко определенных правил и процессом принятия решений и подкрепленным полномочиями одного лица или группы лиц, формально обладающих властью»2. 1 Патрушев С.В. Институционализм к политической науке: Этапы, течения, идеи, проблемы / Зарубежная политология в XX столетии: Сб. науч. тр. РАН ИНЙОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. политологии и правоведения, Ип-т сравнит, политологии, Российская ассоциация политической науки / отв. ред. вып. Ильин jM.B. М., 2001. С. 153. 2Lavi М. A logic of institutional change //The limits of rationality / Ed. by Cook K.S., Levi M. Chicago, 1990. P. 405. |
\ Термин “институт» происходит от латинского слова “institutum», что означает ((установление, учреждение, обычай». Исторически слово а институции» (лат. institutio, institutiones) означало “учебник». В сфере права ч наиболее известными были институции римского юриста Гая (середина — вторая половина II в.), представлявшие собой учебник в четырех книгах. Впоследствии словом ‘^пБЙШйопез» (“Институции», 533) была названа одна из четырех частей, составивших созданный по инициативе императора Восточной Римской империи Юстиниана 1 (482 — 565, правил в 527 565) свод действовавшего тогда римского права, который приблизительно в XII в. стали именовать “Corpus iuris civilis» (“Свод гражданского права», 529 — 533). За прошедшие с тех пор столетия понятие институции, института претерпело определенную эволюцию, существенно расширились сфера его применения и спектр значений, однако и сегодня, в каком бы смысле оно ни бралось и в каком контексте ни рассматривалось, в нем непременно сохраняются отголоски тех первоначальных значений, которые придавались f*7 ему в латинском языке, в римской науке и практике . f В дальнейшем будем ориентироваться на дефиницию, предложенную С.В. Патрушевым, который пишет: «В политической науке (как и в социологии) под институтом в общем виде понимаются: 1) политическое установление комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека в политической области; 2) политическое образование, или учреждение, организация — определенным образом организованное объединение людей, та или иная политическая структура; 3) устойчивый тип политического поведения, выражающийся в определенной системе коллективных действий, процедуре, механизме. На первый взгляд кажется, что это понятие р применяется в отношении достаточно разнородных политических явлений от политико-культурных до структурно-процессуальных и деятельностных. 67См. Быченков B.M. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996. С.8-9. 48 t По существу же перед нами одно и то же явление, но рассмотренное с:разных пространственно-временных позиции. Политическое образование, рассматриваемое изнутри, с точки зрения-действующих в нем*правил, является политическим: институтом, а во взаимодействии с другими политической организацией По тексту настоящей1главыдиссертационного исследования; автор в4 » ^ ' Р " , * ' Ч * I н ‘ ' качестве рабочего исследовательского инструмента ориентируется на* 1 • • 1 ♦ л дефиницию» социолога М: Леви,. рассматривавшего" функционирование«Г ** I * социальных институтов в узком смысле слова' как «формальных соглашений,% ь 4 I ь ’ ’ " достигнутых группамилюдей, поведение которых регулируется применением четко определенных правил и процессомщринятшпрешении и подкрепленным ¥ * *1 " I полномочиямиодного лица или группы: лиц, формально* обладающих * * властью»68 * * Современная;: институциональная лексика включает . понятия «институциональнаяV . & среда», «институциональное соглашение»,ё I Л «институциональная практика». Первое: означает институты в смысле' «политического установления» совокупности^ «правил игры», т.е. правил ь * норм-и санкций, образующих политические, социальные и юридические рамки взаимодействии между людьми, которые через-, систему положительных и‘ ф * , • . ш V ¥ : ' . ^ отрицательных стимулов направляют поведение людей в определенное русло . ■ Ь • ' г * * * * и. тем самым» делают ситуацию? менее неопределенной; ЭтиустановленияФ « . ^ подразделяются на неформальные нормы (обычаи, традиции)1и формальныеч ' 4 I правила-(конкретные законы, нормативные акты) или на явные инеявныеь I 1 4 1 < ь установления;. Второе понятие относится; к политическому образованиюь р ч I ч (государству, политической' партии; избирательному объединениющ т.п.),Ь . ь Г 1 * ^ которое конституируется на основе•договора (контракта) между отдельными индивидамш относительно дополнительных «внутренних» ограничении,' < ' Ч < ч с Ч I > г •• 4 л ' 4 г добавляемых, к, общепринятым «правилам: игры»,, соблюдать» которые они 6S Levi M. A logic of institutional change // The limits of rationality / Ed. by Cook K.S., Levi M;.Chicago, 1990. P."405. 49 i b 4 |