Проверяемый текст
Мирзазаде, Рафаил Шамил оглы; Процессы трансформации взаимодействий структур гражданского общества и государства : сравнительный анализ социальных практик в России и странах Западной Европы (Диссертация 2007)
[стр. 92]

92 государства.
Не случайно именно для стран Запада в полной мерс работает концепция «диффузной поддержки» политических институтов, выдвинутая Д.
Истоном1.
Понятие «диффузная поддержка» выражает такое отношение к какому-либо политическому институту, которое не ограничивается кратковременными результатами деятельности этого института: «Определенная составляющая отношения публики к какому-то институту не связана с характером его деятельности, а отражает его долговременное влияние...
Эта составляющая может стать источником общественной поддержки института в хорошие и плохие времена и базой общественного согласия с актами законодательного органа независимо от того, нравятся они
или нет»2.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в странах Европы отношение государства к взаимодействию со структурами гражданского общества неоднозначно.
Если деятельность указанных структур вписывается в проводимую государством политику, то они поддерживаются, если нет то создаются условия, препятствующие росту активности граждан.

В «Обращении к главам стран-участниц Большой Восьмерки» участников Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка», прошедшего в Москве 3-4 июля 2006 г.

сказано: «Наряду с позитивным опытом сотрудничества правительств и НПО на глобальном уровне и в странах «Большой восьмерки», в этой сфере существуют следующие угрозы и вызовы: 1.
Приравнивание правительствами инакомыслия и критической позиции НПО по отношению к органам государственной власти к экстремистской и террористической деятельности, а также давление на
1Easton D.
A.
Re-Assesment of the Concept of Political Support // British Journal of Political Science, № 5, 1975, p.
435-457.

2 Loewenberg G., Patterson S.
Comparing Legislature.
Boston, 1979, p.
285.
[стр. 10]

организаций прекращает свою деятельность, не выдерживая ухудшения условий социального партнерства с государством.
В странах Западной Европы в историческом контексте наблюдается взаимосвязь становления структур гражданского общества и процессов демократизации жизни государства.
Вместе с тем в этих странах отношение государства к взаимодействию со структурами гражданского общества неоднозначно.
Если деятельность указанных структур вписывается в проводимую государством политику, то они поддерживаются, если нет то создаются условия, препятствующие росту активности граждан.

Общей тенденцией во взаимоотношениях западноевропейских государств со структурами гражданского общества является стремление придать демократическим тенденциям организации общественной жизни новый импульс к развитию.
Сокращение западной финансовой помощи некоммерческим организациям в современной России привело к свертыванию значительного числа социальных проектов и закрытию значительного количества НКО, лишившихся ресурсов для воплощения на практике социальных инициатив.
Относительно небольшой объем грантового финансирования со стороны государства не способен восполнить указанные потери и в качестве одного из непреднамеренных последствий приводит к размежеванию структур гражданского общества на лояльных власти и оппозиционеров.
В свою очередь, оппозиционные НКО в условиях уменьшения гражданских и экономических свобод с каждым годом все больше политизируются.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при разработке малоизученных вопросов теории развития гражданского общества, прикладных социологических исследования деятельности некоммерческих организаций, в преподавании спецкурсов по социологии.
Апробация работы.
Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных 10

[стр.,90]

случайно именно для стран Запада в полной мере работает концепция «диффузной поддержки» политических институтов, выдвинутая 1ЛЙ Д.Истоном .
Понятие «диффузной поддержки» выражает такое отношение к какому-либо политическому институту, которое не ограничиваетсяГ кратковременными результатами деятельности этого института: «Определенная составляющая отношения публики к какому-то институту не связана с характером его деятельности, а отражает его долговременное влияние...
Эта составляющая может стать источником общественной поддержки института в хорошие и плохие времена и базой общественного согласия с актами законодательного органа независимо от того, нравятся они
149 или нет» .
Изучавший особенности социальных трансформаций в Западной Европе отечественный социолог и политолог Перегудов С.П.
отмечал, что в последние десятилетия XX века идеология и политика новых консерваторов, строилась на попытке не только «освободить» рынок от государства, но и саму демократию привести в соответствие с «чистым рынком».
Различные формы участия, будь то на низовом, производственном или общенациональном, стали либо выхолащиваться, либо ликвидироваться вообще.
Так, за годы правления новых консерваторов (1979-1997) в Великобритании были распущены отраслевые и общенациональные советы экономического развития (в которых были представлены правительство, предприниматели и профсоюзы), игравшие заметную роль в системе выработки и принятия социально-экономических решений.
Из десятков и сотен так называемых кванго («квазинеправительственные организации»), которые играют все более существенную роль в управленческом процессе, были изгнаны представители тред-юнионов, других общественных организаций.
За 18 лет правления тори не был проведен ни один (!) референдум.
Для сравнения можно сказать, что и в 1974-79 гг., и 1997-99 гг.
148Easton D.
A Re-Assesment ofthe Concept ofPolitical Support// British Journal of Political Science, № 5, 1975, p.435-457.

149Loewenberg G., Patterson S.
Comparing Législature.
Boston, 1979, p.285.
90

[стр.,91]

лейбористы провели ряд референдумов по вопросам участия страны в Европейском сообществе (1975 г.), шотландской и уэльской автономии (1979, 1998 гг.).
В годы пребывания у власти Тэтчер была резко ослаблена роль профсоюзов и трудовых коллективов на предприятиях.
Хотя и с меньшим усердием и настойчивостью, подобная линия проводилась и в ряде других стран, где у власти оказались новые консерваторы150.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в странах Европы отношение государства к взаимодействию со структурами гражданского общества неоднозначно.
Если деятельность указанных структур вписывается в проводимую государством политику, то они поддерживаются, если нет —то создаются условия, препятствующие росту активности граждан.

Как сказано в «Обращении к главам стран-участниц Большой Восьмерки» участников Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка» прошедшего в Москве 3-4 июля 2006 г.: «Наряду с позитивным опытом сотрудничества правительств и НПО на глобальном уровне и в странах «Большой восьмерки», в этой сфере существуют следующие угрозы и вызовы: 1.
Приравнивание правительствами инакомыслия и критической позиции НПО по отношению к органам государственной власти к экстремистской и террористической деятельности, а также давление на
НПО и преследование активистов, оправдываемые необходимостью обеспечения безопасности и борьбой с терроризмом.
2.
Принятие ограничительного законодательства в сфере регулирования НПО, ужесточающего процедуры регистрации и отчетности НПО, которые позволяют государству неоправданно и неправомерно вмешиваться в деятельность гражданских организаций.
150 Перегудов С.П.
«Корпоративный переворот» и будущее демократии / Политические институты на рубеже тысячелетий.
XX XXI в.
Дубна: Феникс+, 2001.
С.
47-48.
91

[Back]