Диагностика творческих способностей базируется на определенных принципах, таких как «комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка»; «длительность идентификации»; «анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам» и др. А. Савенков выделяет семь принципов диагностики творческих способностей: принцип комплексного оценивания; принцип долговременности; принцип использования тренинговых методов; принцип учета потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; принцип участия разных специалистов; принцип участия детей в оценке собственной одаренности. Соблюдение данных принципов диагностики творческих способностей предполагает использование определенных диагностических методик. Эти методики могут быть поделены по содержанию на три группы: методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня и уровня креативности Для диагностики творческих способностей воспитанников МОУДОД ЦЭВДМ г.о. Самара нами были использованы методики, ставшие уже традиционными для оценки креативности. Это тест невербальной креативности Э.П. Торренса и опросник креативности Д.JT. Джонсона. Тест невербальной креативности Э.ПТорренса (краткий вариант, фигурная форма) нацелен на выявление невербальной креативности как некоторой способности личности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации (см. приложение 6). Тест представляет собой адаптацию одного из субъектов полного теста Э.П. Торренса —субъекта «Завершение картиною» (Complebe Figures). Основой используемого нами теста является набор картинок с некоторым набором инструментов (лимит), с помощью которых испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В предложенном испытуемым варианте теста используется 10 картинок, которые не дублируют друг друга по своим исходным элементам и дают наиболее надёжные результаты. 156 |
Анализируя, таким образом, выраженность креативных личностнопрофессиональных качеств студентов, мы пришли к выводу о необходимости дополнительного привлечения к их оценке тестов Э. Торренса и С. Медника, позволяющих определить креативный потенциал личности будущего специалиста. Еще раз подчеркнем, что наличие данного потенциала является неотъемлемой личностно-профессиональной характеристикой социального работника (Н.Б. Шмелева). Тест невербальной креативности Э. Торренса (краткий вариант, фигурная форма) нацелен на выявление невербальной креативности как некоторой способности личности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Тест представляет собой адаптацию одного из субъектов полного теста Э. Торренса субъекта «Завершение картинок» (Complete Figures). Основой используемого нами теста является набор картинок с некоторым набором инструментов (лимит), с помощью которых испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 10 картинок, которые не дублируют друг друга по своим исходным элементам и дают наиболее надёжные результаты. * Тест Э. Торренса позволяет оценить невербальную креативность испытуемых на основе четырех показателей: беглости (быстроты выполнения задания), гибкости (числа переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов), оригинальности (минимальной частоты данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых) и тщательности разработки идей (наличия значимых деталей, дополняющих исходные фигуры, как в границах ее контура, так и за ее пределами). Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н.Воронина) предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Тест направлен на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала. 126 |