Проверяемый текст
Шабанова, Оксана Владимировна; Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2006)
[стр. 27]

путём так называемого катарсиса.
Кроме того, Фрейд подчеркивал, что одним из важнейших источников творчества является подсознание, бессознательные структуры психики, которые важны для истинного понимания творчества.

К.
Юнг, последователь Фрейда, а затем и его оппонент, также
связывает творчество и подсознание, но видит истоки творчества в коллективном подсознании человечества, провозглашая его чисто интуитивным процессом, продуктом бессознательной работы мозга.
По сравнению с Фрейдом он расширил понимание бессознательного, введя представление о личном и коллективном бессознательном.
Коллективное бессознательное наследуется с национальной культурой каждой личностью.
К.
Юнг определяет его как своеобразный социальный опыт, «определенный психический вклад, созданный механизмом наследственности» [29].
Врожденное коллективное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и совершенству.
Юнг выделяет в человеке два начала —личностное и творческое, которые могут находиться в
антогонистических отношениях.
«Каждый творчески одаренный человек — это некоторая двойственность, синтез парадоксальных свойств.
С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой это внеличный человеческий процесс»
[30].
Таким образом, творческие способности не подвластны воле человека, не зависят от его желания.

Понимание творчества как формы создания нового связано со стремлением более четко отделить процесс творчества от процесса труда.
Опираясь на данный подход, творчество
определяется как «создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально незакрепляемого»; «творчество есть создание качественно новых предметов, выработка новых форм деятельности, развертывание внутренних потенций самого человека» [4, с.
23].
«Творчество» популярный для нашей современной культуры термин.
Он обозначает чуть ли не все, что общество считает желательным» (Д.М.
Гвишиани и др.) [цит.
по 4, с.
23].
Однако многие определения имеют общие черты 27
[стр. 17]

вательной сферы, но и жизненная установка.
Креативность как поведение, которое характеризуется безоценочным отношением к жизни, когда возникающие жизненные ситуации не воспринимаются как хорошие или плохие, а просто как ситуации, требующие разрешения, рассматривает С.Ю.
Канн.
В.Н.
Козленко понимает креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности.
А.В.Морозов определяет креативность как ценностно-личностную созидательную категорию, отражающую творческое саморазвитие личности, являющуюся существенным резервом ее самоактуализации и выражающуюся не столько в многообразии имеющихся у личности знаний, сколько в восприимчивости, чувствительности к проблемам, в открытости новым идеям и склонности разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем [107].
Понять природу креативности без понимания природы творчества невозможно.
В настоящее время существует множество подходов определению понятия «творчество».
Определяя творчество как всеобщую форму развития, Я.А.
Пономарев считал, что оно «свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу.
Творчество необходимое условие развития материи...» [56, с.
56].
Некоторые исследователи отождествляли творчество целиком или частично с любой социальной деятельностью человека, подчеркивая, что творчество существовало на протяжении всей истории развития человеческого рода.
Так, А.М.
Коршунов пишет: «На первобытной стадии человек выступает существом творческим в той степени, в какой у него развивается специфически человеческое отношение к окружающему миру» [112, с.12].
Понимание творчества как формы создания нового связано со стремлением более четко отделить процесс творчества от процесса труда.
Опираясь на данный подход, творчество
можно определить как «создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально незакрепляемого»;

[стр.,37]

этом этапе происходит переход от одностороннего искаженного или неполного видения к адекватной и верно центрированной структуре.
На основе второго этапа происходит возникновение идеи решения внезапное прозрение инсайт скачок от одного видения ситуации к другому, который выделяется как центральный аспект творческого мышления, это третий этап творческого процесса.
Четвертый этап исполнение решения и глубокое осознание способа решения проблемы [37].
Рассматривая творчество в рамках психоаналитического направления, необходимо отметить, что 3.
Фрейд считал, что творчество является одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии, В этом случае происходит процесс сублимации путём так называемого катарсиса.
Кроме того, Фрейд подчеркивал, что одним из важнейших источников творчества является подсознание, бессознательные структуры психики, которые важны для истинного понимания творчества
[174,179].
К.
Юнг, последователь Фрейда, а затем и его оппонент, также
связывал творчество и подсознание, но видел истоки творчества в коллективном подсознании человечества, провозглашая его чисто интуитивным процессом, продуктом бессознательной работы мозга.
Врожденное коллективное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и совершенству.
Юнг выделяет в человеке два начала личностное и творческое, которые могут находиться в
антагонистических отношениях [199].
«Каждый творчески одаренный человек это некоторая двойственность, синтез парадоксальных свойств.
С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой это внеличный человеческий процесс»
[198, с.277].
Таким образом, творческие способности не подвластны воле человека, не зависят от его желания.

Исследование бессознательных и мотивационных компонентов в творческой деятельности является важным вкладом психоаналитической теории в изучение творчества.

[Back]