Проверяемый текст
Шабанова, Оксана Владимировна; Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2006)
[стр. 29]

(потенциалом).
Можно выделить три основных подхода к проблеме творческих способностей относительно связи с интеллектом [8].
Первое направление —как таковых творческих способностей нет.
Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой самореализации личности.
Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.
Среди сторонников этого подхода можно выделить А.
Танненбаума, А.
Олоха, Д.
Б.
Богоявленскую, А.
Маслоу и других.
К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях [5, 18,22, 40].
А.
Олах [22] называет следующие характеристики, из которых складываI ется творчество как личностная черта: независимость личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформность оценки суждений; открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям; восприимчивость к новому и необычному; высокая'толерантность к неопределенным и неразрешимымситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое, чувство, стремление к красоте.
Отдельно в данном направлении изучения творчества стоит концепция Д.Б.
Богоявленской, которая вводит понятие интеллектуальной активности личности феномена самодвижения деятельности, «которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» '[7-, с.
170].
Данный вид активности обусловлен определенной психической структурой, присущей
творческому типу личности.
А творческий процесс —это производное интеллекта, «преломленного через мотивационную сферу, которая тормозит либо стимулирует его проявления» [6, с.
23].
Относительно сочетания компонентов творческого саморазвития личности Д.Б.
Богоявленская высказывает гипотезу о том, что творчество —это нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента.
Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый 29
[стр. 45]

практические); знания (необходимый объем знаний для избранной сферы деятельности); стили мышления (стремление освободиться от стереотипов, думать поновому, ставить и автономно решать проблемы); личностные характеристики (готовность преодолевать препятствия, разумно рисковать, противостоять общепринятым нормам и мнениям); мотивация (внутренняя побудительная мотивация), проявление которой детерминируется творческой средой.
Сочетание указанных компонентов креативности это не просто сумма личностных уровней функционирования каждого компонента, их взаимодействие может компенсировать или усиливать друг друга.
Например, мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.
Кроме того, проявление креативности, по его концепции не возможно, если отсутствует творческая среда.
Креативность Р.
Стернберг связывает именно с преобразованием внешней среды.
Проблемой изучения креативности, исследованием специфики развития данного свойства личности занимались также отечественные ученые.
Согласно развиваемой Б.М.
Тепловым концепции, характерная особенность большинства выдающихся людей их незаурядные способности в различных областях деятельности.
Проявление одаренности это вся личность.
«Не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности» [167, с.46[.
Различия одаренности это различия индивидуальностей, своеобразие возможностей, качественных особенностей человека.
Но вместе с тем «всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека» [168, с.28].
Д.Б.
Богоявленская, вводит понятие интеллектуальной активности личности феномена самодвижения деятельности, «которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» [22, с.
170].
Данный вид активности обусловлен определенной психической структурой, присущей
креативному типу личности.
А творческий про

[стр.,92]

рактеризующих креативную личность.
По мнению ряда известных ученых Е.С.
Громова, В.А.
Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, В.А.
Моляко, М.В.
Прояева, М.М.
Рубинштейна, Ю.Н.
Кулюткина, J1.B.
Яковлева и др.
будущему специалисту-творцу должны быть присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, умение мобилизовать других людей, понимать, возбуждать и удовлетворять их интересы, профессиональное креативное мышление, внутренняя мотивация на креативную профессиональную деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции.
В целом, как утверждает A.B.
Хуторской, определение минимального набора личностных качеств обучаемых, соответствующих его предвосхищаемому образу, позволит целенаправленно конструировать образовательные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание учениками образовательной продукции [178].
По мнению В.Н.
Дружинина, студенты-креаторы обладают следующими личностными чертами: 1) независимость личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений; 2) открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [61].
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные авторские концепции, мы, опираясь на теорию эвристических способностей A.B.
Хуторскова [178], выделили восемь групп креативных профессиональных качеств социальных работников, обеспечивающих создание будущим специалистом креативного продукта в процессе профессиональной деятельности: 92

[Back]