эффект (например, в знаниях); этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента (например, творческой направленности, мотивации личности) компенсирует слабость другого (например, уровня интеллектуального развития). В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и мотивация); при этом подобного рода взаимодействие может привести к нелинейному увеличению эффекта (иными словами, творческость высокомотивированного умного человека обычно превышает творческость как высокомотивированного человека с более низким уровнем интеллекта, так и немотивированного человека со сравнимым уровнем интеллекта) [5, с. 22]. Д.Б. Богоявленская-выделила три уровня интеллектуальной активности и соответствующие им: типы творчества: стимульнопродуктивный деятельность может иметь-продуктивный характер; определяемый внешними стимулами; эвристический,деятельность принимает творческий характер, открываются новые закономерности эмпирическим путем; креа-. тивный самостоятельно обнаруженная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает вкачестве новой проблемы. Д.Б. Богоявленская, приходит к выводу, что результаты творческих действий гораздо шире, чем исходная цель: в развитой форме они приводят к порождению самой цели. Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как,особенность интеллекта или уровень мышления [5, с. 18]. Проявления творческого мышления она рассматривает как протекающие на уровне сознательного, произвольного, продуктивного преобразования. Говоря об источниках и условиях развития творчества, она характеризует его как социально-обусловленное явление, которое особенно развивается в обучении. Второе направление творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, т. е. между уровнем интеллекта и уров30 |
цесс это производное интеллекта, «преломленного через мотивационную сферу, которая тормозит либо стимулирует его проявления» [24, с. 23]. Д.Б. Богоявленская выделила три уровня интеллектуальной активности и соответствующие им типы творчества: 1. стимульно-продуктивный деятельность может иметь продуктивный характер, определяемый внешними стимулами; 2. эвристический деятельность принимает творческий характер, открываются новые закономерности эмпирическим путем; 3. креативный самостоятельно обнаруженная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы[30]. Д. Б. Богоявленская приходит к выводу, что результаты творческих действий гораздо шире, чем исходная цель: в развитой форме они приводят к порождению самой цели [29]. Она рассматривает креативность как особенность интеллекта или уровень мышления. [23]. Проявления креативности она рассматривает как протекающие на уровне сознательного, произвольного, продуктивного преобразования. Говоря об источниках и условиях развития креативности, Д.Б. Богоявленская характеризует ее как социально-обусловленное явление, которое особенно успешно развивается в обучении. В своих работах [132, 133, 134, 135] Я. А. Пономарев выдвигает и обосновывает гипотезу об определении природы творчества как источника и механизма движения, ведущего к развитию. Я. А. Пономарев, акцентируя внимание на универсальности системно-структурного принципа для механизма творчества, объединяет им аспект процесса творчества и аспект творческих способностей. В концепции Пономарева креативность выступает как интегрированное качество личности. С креативностью связаны два личностных качества интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, возникающим в мыслительном процессе. По его мнению, существует принципи |