ренных. В Калифорнийском лонгитюде, начатом Л. Терменом и К. Коксом в 1921г., отбирались дети 8-12 лет с IQ 135 баллов по тесту Стенфорд-Бине, отличавшихся ранним развитием. Затем, на протяжении 60 лет было проведено 4 среза по измерению IQ и оценке достижений испытуемых (последний срез был проведен Д. Фельдманом). Достижения испытуемых были достаточно значительными, но ни один из участников выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы и искусства и не внес существенного вклада в развитие культуры [46]. Таким образом, выяснилось, что высокий уровень развития интеллекта отнюдь не гарантирует творческих достижений; однозначной обусловленности творческих способностей общими интеллектуальными способностями нет. В результате исследований было определено; что интеллект необходимое, но недостаточное условие творческой самореализации' личности; немаловажную роль играет мотивация, ценности, личностные качества' Чтобы, существенно продвинуться в проблеме творчества,. необходимо принять во внимание своеобразие предметно-исторической; сферы* в которой., личность актуализирует свои творческие возможности. В поисках признаков, по которым высокотворческих людей можно было бы. отличить о ту других, не. зарекомендовавших себя: выдающимися успехами; многие современные исследователи приходят к выводу, что различия обусловлены прежде всего-мотивацией, а не особой умственной одаренностью СД; М. Гвишиани и др.). Сторонники концепции творчества как реализации внутреннего мотива деятельности признают творчество в качестве явления; характеризующего всесторонне развитую личность, у которой творчество является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека: «понятие «творческая самореализация личности» заключается в том, что это —сущностная сторона жизнедеятельности.человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности» [4, с. 34]. 32 |
«творчество есть создание качественно новых предметов, выработка новых форм деятельности, развертывание внутренних потенций самого человека» [155, с.23]. Определение творчества как реализации внутреннего мотива деятельности является наиболее последовательной и наименее противоречивой концепцией, где главным в творческой деятельности является «не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности человека к самопроизводству» [155, с.15]. Сторонники данной концепции признают творчество в качестве явления, характеризующего всесторонне развитую личность, у которой творчество является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Вместе с тем, творчество не является ответом человека на существование определенной внешней материальной необходимости: «оно не может быть всего лишь «эхом» реакцией на какую-то принуждающую извне силу, предопределенным ее следом, или последствием, оно не сводимо к средствам какого бы то ни было порядка, оно мотивировано надутиллитарно» [147, с.43]. На сегодняшний день под влиянием философии в психологии и педагогике доминирует концепция понимания творчества как формы активности человека, противоположной деятельности (Г.С. Батищев [18], В.М. Вильчек [40]). Наиболее последовательно эта концепция выражена в трудах Г.С. Батищева, который определяет творчество как особенное отношение субъекта к миру и к самому себе. Возникновение данной трактовки есть объективная реакция на существовавшее в науке отождествление творчества с другими видами деятельности, что, по мнению сторонников этой концепции, недопустимо. A.B. Морозов выделил три основных подхода к определению творчества: творчество это деятельность человека, создающего новые оригинальные ценности; творчество изначальная способность человека к самовыражению и самоактуализации; творчество созидание нового, под которым подразумевается как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им и отторгаемые от него продукты. дения знаниями и навыками у знаменитых людей с аналогичными данными выборки обычных детей и увидел, что 1<3 знаменитых людей значительно выше среднего. Отсюда был сделан вывод, что гении это те люди, которых еще в раннем детстве можно отнести к категории высокоодаренных. В Калифорнийском лонгитгаде, начатом Л. Терменом и К. Коксом в 1921г., отбирались дети 8-12 лет с 1С? 135 баллов по тесту Стенфорд -Бине, отличавшихся ранним развитием. Затем, на протяжении 60 лет было проведено 4 среза по измерению КЗ и оценке достижений испытуемых (последний срез был проведен Д.Фельдманом). Достижения испытуемых были достаточно значительными, но ни один из участников выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы и искусства и не внес существенного вклада в развитие культуры. [226]. Таким образом, выяснилось, что высокий уровень развития интеллекта отнюдь не гарантирует творческих достижений; однозначной обусловленности творческих способностей общими интеллектуальными способностями нет. Современный подход к проблеме изучения креативности основывается на выделении основных аспектов данного процесса: креативной личности (личностные характеристики, описывающие креативного человека и предопределяющие креативность), креативного процесса (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его фиксация и описание), креативного продукта (характеристики материального или идеального продукта, его качественные стороны), креативной среды (среда, своими качествами способствующая проявлению и формированию креативности). |