5) когда исследовательская работа была сравнительно непродолжительной и небольшой по объему (ограниченное число занятых людей, скромный бюджет); 6) если ученый кроме исследовательской работы занимался другими видами деятельности (преподавательская работа, административные функции, другие исследования); 7) когда уровень мотивации был высоким. Если имели место одновременно первые четыре из перечисленных факторов, то корреляция между творческими способностями и творческими результатами равнялась 0,55. Если все четыре фактора отсутствовали, корреляция была 0,97. Иными словами, «при благоприятных условиях творческие способности обуславливают более высокое качество научной работы, а при неблагоприятных условиях... творческие способности и инновации связаны отрицательной' корреляцией». Что касается наиболее благоприятного времени, сензитивных периодов .. для развития творческих способностей, то здесь исследователи также предлагают множество вариантов. Так В.Н Дружинин [14] выделил два структурных уровня и периода в развитии творческих способностей: имплицитный и эксплицитный; 1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа —3-5 лет. Основной фактор формирования творческих способностей —подражание значимому взрослому. 2. Подростковый и юношеский возраст 13-20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная j с определенной сферой профессиональной деятельности. Основными факторами на данном этапе являются профессиональный,образец; 41 |
Принимая гипотезу развития креативности в онтогенезе под влиянием факторов внешней среды, В.Н Дружинин [57] выделил два периода в развитии креативности: 1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа 3-5 лет. Основной фактор формирования креативности — подражание значимому взрослому; 2. Подростковый и юношеский возраст 13-20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основными факторами ее формирования на данном этапе являются профессиональный образец, поддерживающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образцом творца. Оригинальную периодизацию развития креативности предложил Е.А. Корсунский [81]: 1. 5 лет — начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы); 2. 8-15 лет подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания); 3. 16-17 лет появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества). Как мы вцдим, креативные свойстваличности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека Но тогда возникает спорный вопрос о том, является ли креативный процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того, и у другого мнения. Если креативность признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения, креативность можно тренировать, и это полезно |