А. Маслоу [40,41] рассматривает креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности. Самоактуализацию он определяет как полное использование талантов, способностей, возможности личности, как процесс самореализации человеческих потенций. Потребность в самоактуализации есть в каждом, но реализуют ее немногие, так как люди не знают своего потенциала, бояться своих способностей. При этом ученый считает, что креативность потенциально присутствует в каждом человеке от рождения, но большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде (например, в официальном образовании). Согласно А. Маслоу, креативность предполагает возврат к первичному восприятию (поэтическому, метафорическому, архаичному, детскому). Он делит креативность на первичную (этап вдохновенного творчества) и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы). По мнению А. Маслоу, «вторичная креативность-выступает своего рода аналогом научной продуктивности, в то время как первичная.креативность зарождается в самых глубинах подсознания, она генетически заложена в каждом из нас и универсальна. Первичная-креативность изначально присуща каждому человеку» [18, с. 73]. А. Маслоу делает упор на импровизацию и вдохновение и остерегается рассматривать креативность с точки зрения практической выгоды, поскольку тогда это привело бы нас «к изучению иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость» [там же, с.75]. Центральным в теории креативности А. Маслоу является понятие мотивации, которое он определяет исходя из потребностей личности. В основе творческой деятельности личности лежат психологические предпосылки, высшие потребности личности самореализация, рост и развитие. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей расположенных выше. А. Маслоу предположил, что чем выше человек может подняться по этой иерархии, тем большую индивидуальность и творческие возможности он продемонстрирует. 43 |
человека движет его к личностному росту, творчеству, самореализации. Творчество рассматривается как образ жизни, а человек как активный творец своей жизни. «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии» [143, с.105]. В гуманистической психологии акцентируется внимание не на новообразованиях в области вещей и идей, возникающих в итоге творческой деятельности, а на самом процессе данной деятельности. А. Маслоу [215, 216] рассматривает креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности. Самоактуализацию он определяет как полное использование талантов, способностей, возможности личности, как процесс самореализации человеческих потенций. Потребность в самоактуализации есть в каждом, но реализуют ее немногие, так как люди не знают своего потенциала, боятся своих способностей. При этом ученый считает, что креативность потенциально присутствует в каждом человеке от рождения, но большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде (например, в официальном образовании). Согласно А. Маслоу, креативность предполагает возврат к первичному восприятию (поэтическому, метафорическому, архаичному, детскому). Он делит креативность на первичную (этап вдохновенного творчества) и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы). По мнению А. Маслоу, «вторичная креативность» выступает своего рода аналогом научной продуктивности, в то время как «первичная креативность» зарождается в самых глубинах подсознания, она генетически заложена в каждом из нас и универсальна. Первичная креативность изначально присуща каждому человеку [76]. А. Маслоу делает упор на импровизацию и вдохновение и остерегается рассматривать креативность с точки зрения практической выгоды, поскольку тогда это привело бы нас «к изучению иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость» [93, с.71]. Центральным в теории креативности А. Маслоу является понятие мотивации. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу ие® рархии, делает возможным осознание потребностей расположенных выше. А. Маслоу предположил, что, чем выше человек может подняться по этой иерархии, тем большую индивидуальность и творческие возможности он продемонстрирует. В отличие от Маслоу, который опирался в своих исследованиях творчества на иерархию потребностей человека, К. Роджерс полагал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира. «Жизнь, восприятие мира есть творческий акт» [179, с.534]. К. Роджерс [218] считал, что актуализация личности включает рост и ф реализацию базовых человеческих потенциалов. Поведение человека вдох* новляется и регулируется центральным объединяющим мотивом, который он назвал «тенденцией актуализации». Тенденция самоактуализации это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полноценно функционирующей личностью он считал человека, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал. К. Роджерс установил пять основных характеристик креативной личности: «открытость переживанию»: люди способны слушать себя, чувствовать ^ все висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе, не испытывая угрозы; «экзистенциальный образ жизни»: это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент, здесь и сейчас, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее, уникальное, отличное от того, что было ранее; «организмическое доверие»: способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения; • 40 |