В отличие от Маслоу, который опирался в своих исследованиях творчества на иерархию потребностей человека, К. Роджерс считал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира. «Жизнь, восприятие мира есть творческий акт» [25, с. 24]. К. Роджерс считал, что актуализация личности включает рост и реализацию базовых человеческих потенциалов. Поведение человека вдохновляется и регулируется центральным объединяющим мотивом, который он назвал «тенденцией актуализации». Тенденция самоактуализации это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего'потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полноценно функционирующей личностью он считал человека, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал. К. Роджерс установил пять основных характеристик творческой личности: «открытость переживанию»;, люди: способны слушать себя,, чувствовать все. висцеральные, сенсорные, эмоциональные1и когнитивные переживания в себе, не испытывая;угрозы; «экзистенциальный образ жизни»; это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент, здесь и сейчас, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее, уникальное, отличное от того, что было ранее; «организмическое доверие» способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения; .«эмпирическая свобода» —способность-делать, выбор и руководить собой; собственно креативность; творческие люди стремятся жить, конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время* удовлетворяя свои самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаемы к изменяющимся условиям окружения. При этом такие люди неконформны: они являются продуктами, но не пленниками общества. Роджерс считал, что творчество необходимо для нормального развития человечества так как «если челове44 |
понятие мотивации. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу ие® рархии, делает возможным осознание потребностей расположенных выше. А. Маслоу предположил, что, чем выше человек может подняться по этой иерархии, тем большую индивидуальность и творческие возможности он продемонстрирует. В отличие от Маслоу, который опирался в своих исследованиях творчества на иерархию потребностей человека, К. Роджерс полагал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира. «Жизнь, восприятие мира есть творческий акт» [179, с.534]. К. Роджерс [218] считал, что актуализация личности включает рост и ф реализацию базовых человеческих потенциалов. Поведение человека вдох* новляется и регулируется центральным объединяющим мотивом, который он назвал «тенденцией актуализации». Тенденция самоактуализации это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полноценно функционирующей личностью он считал человека, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал. К. Роджерс установил пять основных характеристик креативной личности: «открытость переживанию»: люди способны слушать себя, чувствовать ^ все висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе, не испытывая угрозы; «экзистенциальный образ жизни»: это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент, здесь и сейчас, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее, уникальное, отличное от того, что было ранее; «организмическое доверие»: способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения; • 40 р о с с и й с к а я Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А «эмпирическая свобода»: способность делать выбор и руководить собой; собственно креативность: творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя свои самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливании к изменяющимся условиям окружения. При этом такие люди неконформны: они являются продуктами, но не пленниками общества [215]. Роджерс считал, что творчество необходимо для нормального развития человечества, так как, «если человечество не сможет по-новому, оригинально адаптироваться к окружающему миру, наша культура погибнет, расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» [88, с.80]. Он определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям самого индивида относятся: 1. экстенсиональность (открытость новому опыту); 2. внутренний локус оценивания; 3. способность к необыкновенным сочетаниям. Внешние условия созидательного творчества следующие: 1. психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 2. психологическая свобода самовыражения [17]. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности стала популярна после издания работ американского психолога Дж. Гилфорда. Впервые в структуре интеллекта он выделил самостоятельную способность к творчеству креативность, основанную на дивергентном мышлении, и описал ее основные параметры. Объясняя креативность как самостоятельную универсальную творческую способность Дж. Гилфорд высказал идею о двух типах мышления: «конвергентом» однонаправленном, необходимом для нахож41 |