Объясняя креативность как самостоятельную универсальную творческую способность Дж. Гилфорд высказал идею о двух типах мышления: «конвергентом» однонаправленном, необходимом для нахождения единственно верного решения, и «дивергентном» —разнонаправленном, рассматривающим как можно большее количество вариантов решения задачи, приводящим к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд отожествлял способность к конвергентному мышлению с общим интеллектом, а операцию дивергенции считал основой креативности как общей творческой способности, наряду с операциями преобразования и импликации [12]. Он описал основные параметры креативности, среди которых выделил следующие: 1) оригинальность (необычность ответов); 2) семантическую гибкость (способность выделить функцию объекта и предложить новое его использование); 3) образную адаптивную гибкость (способность изменять форму объекта, чтобы увидеть в нем новые возможности); 4) семантическую спонтанную гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей) [12] Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблемы; 2) способность к генерированию идей; 3) способность к продуцированию идей 4) гибкость;' 5) способность нестандартно отвечать на раздражители —оригинальность; 6) способность к усовершенствованию путем добавления деталей; 7) способность разрешать идеи, т.е. способность к анализу и синтезу [38]. Дж. Гилфордом и его сотрудниками были разработаны батареи тестов для диагностики дивергентной продуктивности (АКР), задания которых дифференцированы для двух видов креативности; вербальной и невербальной. Дальнейшее развитие изучение креативности получило в исследованиях Е.П. Торранса. Креативность рассматривалась Е.П. Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии 46 |
р о с с и й с к а я Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А «эмпирическая свобода»: способность делать выбор и руководить собой; собственно креативность: творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя свои самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливании к изменяющимся условиям окружения. При этом такие люди неконформны: они являются продуктами, но не пленниками общества [215]. Роджерс считал, что творчество необходимо для нормального развития человечества, так как, «если человечество не сможет по-новому, оригинально адаптироваться к окружающему миру, наша культура погибнет, расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» [88, с.80]. Он определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям самого индивида относятся: 1. экстенсиональность (открытость новому опыту); 2. внутренний локус оценивания; 3. способность к необыкновенным сочетаниям. Внешние условия созидательного творчества следующие: 1. психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 2. психологическая свобода самовыражения [17]. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности стала популярна после издания работ американского психолога Дж. Гилфорда. Впервые в структуре интеллекта он выделил самостоятельную способность к творчеству креативность, основанную на дивергентном мышлении, и описал ее основные параметры. Объясняя креативность как самостоятельную универсальную творческую способность Дж. Гилфорд высказал идею о двух типах мышления: «конвергентом» однонаправленном, необходимом для нахож41 г дения единственно верного решения, и «дивергентном» разнонаправленном, • рассматривающим максимальное количество вариантов решения задачи, приводящим к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд отождествлял способность к конвергентному мышлению с общим интеллектом, а операцию дивергенции считал основой креативности как общей творческой способности, наряду с операциями преобразования и импликации [48]. Он описал основные параметры креативности, среди которых выделил следующие: 1) оригинальность (необычность ответов); 2) семантическую гибкость (способность выделить функцию объекта и предложить новое его использование); 3) образную адаптивную гибкость (способность изменять форму объекта, чтобы увидеть в нем новые возможности); 4) семантическую спонтанную гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей) [213]. Впоследствии взгляд психолога на данные параметры был несколько рас» ' ширен. Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: 1Способность к обнаружению и постановке проблемы; 2) способность к генерированию идей; 3)способность к продуцированию идей гибкость; 4) способность нестандартно отвечать на раздражители оригинальность; 5)способность к усовершенствованию путем добавления деталей; 6)способность разрешать идеи, т.е. способность к анализу и синтезу [214]. Ф Дж. Гилфордом и его сотрудниками были разработаны батареи тестов для диагностики дивергентной продуктивности (АКР), задания которых дифференцированы для двух видов креативности: вербальной и невербальной. Дальнейшее развитие изучение креативности получило в исследованиях Е. Торранса. Он рассматривал креативность как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности [230]. Г 42 |