или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Также она выделяет творческую индивидуальность, которая, являясь высшей характеристикой профессионального творчества, определяется как интегральная креативно-личностная категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, умение видеть необычное в проблеме, профессионализм, жажду познания. Развитие и совершенствование творческой индивидуальности выражается в становлении профессиональной позиции; ощущении противоречий, оригинальности и целесообразности их решения; импровизационное™ и созидательности процесса самоактуализации [там же]. Творческие способности Торренс описывает как реальные различим между людьми. По его мнению, креативным является тот человек, который в ситуации незавершенности может представить решение или из уже представленного набора выбрать оптимальное. Исследуя креативность, он выделил следующие ее параметры: 1) беглость (быстрота выполнения тестовых заданий); 2) гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой); 3) оригинальность (минимальная частота встречаемости ответа в однородной группе) [37, 38]. Дж. Гилфорд описал основные параметры креативности, среди которых выделил следующие: 1) оригинальность (необычность ответов); 2) семантическую гибкость (способность выделить функцию объекта и предложить новое его использование); 3) образную адаптивную гибкость (способность изменять форму объекта, чтобы увидеть в нем новые возможности); 4) семантическую спонтанную гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей) [10,31,32]. 6 блок модели диагностический. Диагностика творческих способносте базируется на оценивании разных сторон поведения и деятельности ребенка в 89 |
г дения единственно верного решения, и «дивергентном» разнонаправленном, • рассматривающим максимальное количество вариантов решения задачи, приводящим к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд отождествлял способность к конвергентному мышлению с общим интеллектом, а операцию дивергенции считал основой креативности как общей творческой способности, наряду с операциями преобразования и импликации [48]. Он описал основные параметры креативности, среди которых выделил следующие: 1) оригинальность (необычность ответов); 2) семантическую гибкость (способность выделить функцию объекта и предложить новое его использование); 3) образную адаптивную гибкость (способность изменять форму объекта, чтобы увидеть в нем новые возможности); 4) семантическую спонтанную гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей) [213]. Впоследствии взгляд психолога на данные параметры был несколько рас» ' ширен. Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: 1Способность к обнаружению и постановке проблемы; 2) способность к генерированию идей; 3)способность к продуцированию идей гибкость; 4) способность нестандартно отвечать на раздражители оригинальность; 5)способность к усовершенствованию путем добавления деталей; 6)способность разрешать идеи, т.е. способность к анализу и синтезу [214]. Ф Дж. Гилфордом и его сотрудниками были разработаны батареи тестов для диагностики дивергентной продуктивности (АКР), задания которых дифференцированы для двух видов креативности: вербальной и невербальной. Дальнейшее развитие изучение креативности получило в исследованиях Е. Торранса. Он рассматривал креативность как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности [230]. Г 42 Креативность, по мнению Торранса это «копать глубоко, смотреть лучше, направлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» [41, с.111]. Исследуя креативность, он выделил следующие ее параметры [227, 228, 229]: 1) беглость (быстрота выполнения тестовых заданий); 2) гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой); 3) оригинальность (минимальная частота встречаемости ответа в однородной группе). По Е. Торрансу [228], пики развития креативности приходятся на 3,5-4,5 лет, на первые три года обучения в школе и на пубертатный период. Однако кульминация творческой продуктивности наступаег позже, так как высокая продуктивность невозможна без большого багажа знаний, жизненного опыта, которыми не обладает подросток. На основании своих исследований Е. Торренс пришел к выводу, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от той культуры, в которой воспитывается личность, и экспериментально доказал, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения. В исследованиях С. Медника [217] предложена концепция креативности, основанная на продуцировании отдаленных ассоциаций. Он оспаривал Гилфорда, считая что выделение конвергентного и девергентного мышления, составляющих основу творческого процесса, неадекватно. Креативным процессом, по мнению С. Медника, является формирование новых комбинаций ассоциируемых элементов, что ведет к творческому озарению, а показателем креативности испытуемых служит величина отклонений ассоциаций от стереотипа. «Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным являеться процесс решения». [59, с.188] Основу исследований С. Медника составляют следующие положения: альное сходство между этапами становления в онтогенезе такой способности, как умение действовать в уме (во внутреннем плане) и этапами, характеризующими процесс решения творческой задачи. Также на основе своих исследований Пономарев пришел к выводу, что функциональные ступени решения творческих задач взрослыми подобны этапам онтогенеза ребенка. Выделение креативности как особой категории в 50-х годах 20 века обусловило дальнейшее развитие исследований в этом направлении в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Наиболее важными для нас современными исследованиями, связанными с развитием креативности являются концепции рассмотрения креативности как личностной характеристики, являющейся компонентом профессионального становления личности специалиста. К составляющим профессионализма Н.Ф. Вишнякова относит креативность («творческость»), активность как способность к действию и экспериментированию с предметной средой, энергетический потенциал человека (связанный с такими эмоциями, как любовь и гнев, которые "запускают" механизмы деятельности), мотивация достижения и стремление к самосовершенствованию. Креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Креативность выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Также она выделяет творческую индивидуальность, которая, являясь высшей характеристикой профессионального творчества, определяется как интегральная креативно-личностная категория, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; |