Проверяемый текст
Шабанова, Оксана Владимировна; Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2006)
[стр. 90]

требует 10-20 минут.
Для оценки креативности по опроснику эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
2.
Методика диагностики творческих склонностей Н.Ф.
Вишняковой позволяет выявить особенности
творческой индивидуальности испытуемых.
Методика состоит из 80 вопросов, ответы на которые дают возможность оценить наличие у респондентов следующих
качеств творческой личности: оригинальности; любознательности; воображения; интуиции; творческого мышления; эмоциональности, эмпатии; чувства юмора; творческого отношения к профессии.
Суммирование полученных баллов позволяет подсчитать совокупный показатель сформированности данных качеств на низком, среднем и высоком уровнях.

3.
Тест.невербальной креативности Э.И.
Торренса (краткий вариант, фигурная форма) нацелен на выявление невербальной креативности как некоторой' способности личности к «порождению» нового; оригинального продукта в условиях минимальной вербализации.
Тест представляет собой адаптацию одного из субъектов полного теста Э.П.
Торренса субъекта «Завершение картинок»
(Complebe Figures).
Основой используемогонами теста является набор картинок с некоторым набором инструментов (лимит), с помощью которых испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.
В данном варианте теста используется 10 картинок, которые не дублируют друг друга по своим исходным элементам и дают наиболее надёжные результаты.
Тест Э.П.
Торренса позволяет оценить невербальную креативность испытуемых на основе четырех показателей: беглости (быстроты выполнения задания), гибкости (числа переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов), оригинальности (минимальной частоты данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых) и тщательности
разра91
[стр. 125]

петентность личности обучаемого, делать ее возможной и выступать тем самым в функции способностей.
На наш взгляд, таковыми являются следующие группы качеств: 1) эмоциалыю-образные качества; 2) инициативно-деятельностные качества; 3) качества нетривиальности мышления; 4) способность к генерации идей; 5) способность к структурированию и прогнозированию научных объектов; 6) способность к системно-логическому мышлению; 7) владение нетрадиционными эвристическими процедурами; 8) независимость, склонность к риску.
Подробно характеристика данных качеств дана при описании структурнофункциональной модели развития креативности специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в параграфе 2.1.
диссертации.
Для оценки уровня сформированности креативных личностнопрофессиональных качеств были применены: методика диагностики креативных склонностей Н.В.
Вишняковой (см.
приложение 7), тест невербальной креативности Э.
Торренса (см.
приложение 8) и тест вербальной креативности (RAT) С.
Медника (см.
приложение 9).
Методика диагностики креативных склонностей Н.В.
Вишняковой позволяет выявить особенности
креативной индивидуальность испытуемых, рассматриваемой автором методики в качестве высшей характеристики профессионального творчества [50].
Методика состоит из 80 вопросов, ответы на которые дают возможность оценить наличие у респондентов следующих
креативных качеств: оригинальности; любознательности; воображения; интуиции; творческого мышления; эмоциональности, эмпатии; чувства юмора; творческого отношения к профессии.
Суммирование полученных баллов позволяет подсчитать совокупный показатель сформированности данных качеств на низком, среднем и высоком уровнях.

Отметим, что, на наш взгляд, качества, выделенные Н.В.
Вишняковой, могут быть приравнены к выделенным в диссертационном исследовании группам креативных личностно-профессиональных качеств.
125

[стр.,126]

Анализируя, таким образом, выраженность креативных личностнопрофессиональных качеств студентов, мы пришли к выводу о необходимости дополнительного привлечения к их оценке тестов Э.
Торренса и С.
Медника, позволяющих определить креативный потенциал личности будущего специалиста.
Еще раз подчеркнем, что наличие данного потенциала является неотъемлемой личностно-профессиональной характеристикой социального работника (Н.Б.
Шмелева).
Тест невербальной креативности Э.
Торренса (краткий вариант, фигурная форма) нацелен на выявление невербальной креативности как некоторой способности личности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации.
Тест представляет собой адаптацию одного из субъектов полного теста Э.
Торренса субъекта «Завершение картинок»
(Complete Figures).
Основой используемого нами теста является набор картинок с некоторым набором инструментов (лимит), с помощью которых испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.
В данном варианте теста используется 10 картинок, которые не дублируют друг друга по своим исходным элементам и дают наиболее надёжные результаты.
* Тест Э.
Торренса позволяет оценить невербальную креативность испытуемых на основе четырех показателей: беглости (быстроты выполнения задания), гибкости (числа переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов), оригинальности (минимальной частоты данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых) и тщательности
разработки идей (наличия значимых деталей, дополняющих исходные фигуры, как в границах ее контура, так и за ее пределами).
Тест вербальной креативности (RAT) С.
Медника (адаптация А.Н.Воронина) предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации.
Тест направлен на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала.
126

[Back]