Проверяемый текст
Долгов, Михаил Алексеевич; Институт нотариата в Российском государстве: историко-правовое исследование (Диссертация 2005)
[стр. 44]

44 Однако указание на различие между владением законным и незаконным, позволяет судить о высоком уровне правосознания и правовой культуры 1 русского общества того времени и о силе закона .
По «Русской Правде» почти все покупки и сделки между частными лицами должны были совершаться или на торгу при участии торгового мытника, или при свидетелях.
Свидетели или торговый мытник в случае спора по закону освобождали покупателя от ответственности или подозрения в краже.
Данное положение характеризует действия по свидетельствованию сделок как бесспорную гражданскую юрисдикцию.
Таким образом, нотариат уже при своем возникновении с точки зрения юридической природы обладал свойством бесспорной гражданской юрисдикции.
На торгу делались все объявления о пропажах и после явки на торгу принявший к себе пропажу обязывался возвратить ее хозяину.
Покупка раба должна была совершаться при «послухах»; в противном случае хозяин лишался своего права.

Своеобразной формой удостоверения сделки предшественником современного нотариального удостоверения являлось клеймение лошадей при продаже (пятно), своего рода печать, прототип нотариального действия.
О клеймении лошадей упоминается в летописи под 1170 годом, где сказано, что Мстислав отослал от себя Петра и
Нестора Бориславичей «про ту вину, оже бяху холопи его покрали кони Мстиславли у стаде и пятны свое всклале».
О клеймении лошадей говорится и в
«Русской Правде»: «А за княжь конь, иже той с пятном, три гривне».
От пятна или клеймения пошлина, взимаемая при продаже лошадей, называлась пятном, а сборщик пошлины назывался пятенщиком.
Эта пошлина взималась с покупателя и продавца.

На одно из проявлений нотариальной функции имеется указание в Псковской судной грамоте, согласно которой кредитор только тогда мог
1 См.: Памятники русского права.
Вып.
Первый.
/ Под ред.
С.В.
Юшкова М.: Наука, 1956.
С.
23.
[стр. 37]

спора по закону освобождали покупателя от ответственности илиiподозрения в краже.
Данное положение характеризует действия по свидетельствованию сделок как бесспорную гражданскую юрисдикцию.
Таким образом, нотариат уже при своем возникновении с точки зрения юридической природы обладал свойством бесспорной гражданской юрисдикции.
На торгу делались все объявления о пропажах и после явки на торгу принявший к себе пропажу обязывался возвратить ее хозяину.
Покупка раба должна была совершаться при «послухах»; в противном случае хозяин лишался своего права.

В грамоте Всеволода, данной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, сказано: «А весити им в притворе Св.
Ивана, где дано ту его и держати; а весити старостам Иванским двема купцем пошлым, добрым людем и не пошлым купцем старощенья не держати, ни весу им не весити Иванскаго».
В другой Всеволодовой грамоте «О церковных судех и о мерилах торговых», так описан надзор за торговыми весами, предоставленный епископу: «Торговые все весы, мерила и скалвы вощаныя и пуд ладовой и гривенка воя рубле и всякая извесь, иже на торгу промеж людьми, епископу блюсти без пакости не умаливати, ни умноживати, а на всякий год извешивати; а искривится, а кому приказано, и того казнити близко смерти, а живот его на-трое: треть живота Св.
Софии, а другая треть Свят.
Ивану, а третья треть соцким и Новгороду».4 О проверке весов и о хранении образцов при церквях упоминается в договорной грамоте Мстислава Смоленского с Ригой и Готским берегом: «Аже вощный пуд исказится, лежит кап в Св.
Богородица на горе, а другая в Немечской Богородицы, то тым пуд извиряче, право учинити».
Платеж пошлины обыкновенно определялся особыми уставными грамотами, и плательщиком всегда был 45См.: Беляев И.Д.
Указ.
работа.
М..
1999.
С.294 37

[стр.,38]

покупатель, а не продавец, и обыкновенно с приезжих купцов или гостей бралась пошлина дороже, нежели со своих.
Так, в грамоте Всеволода, данной Новгородской церкви Иоанна Предтечи на Опоках, сказано: «А у гостя им имати у Низовскаго от дву берковска вощаных пол-гривне серебра, да гривенка перцу, у Полоцкаго и у Смоленскаго по две гривны кун от берковска вощанаго, у Новоторженина полторы гривны кун от берковска вощанаго, у Новгородца шесть мордок от берковска вощанаго».
Данная пошлина преимущественно жаловалась церкви и епископу, но не без участия в ней и самого князя.
Так, во Всеволодовой грамоте, по которой вес предоставлялся Ивановской церкви, сказано: «А взять князю великому из весу вощанаго 4 полтретьядцать гривен серебра через год».
Иногда «вес» содержался самим князем, правительством, а иногда отдавался на откуп и на оброк, как и все пошлины.
Пошлина, именуемая "пись", упоминается в грамоте о церковных судах и о мерах торговых.
В грамоте сказано: «А попу Иванскому Русская пись с Борисоглебским на пол», т.
е.
писчая пошлина от товара, привозимого из Руссы, делилась пополам между Ивановским и Борисоглебским священниками.
Пошлина, взималась при записи в книги товара, привезенного на торг, ибо торговцы, приезжая на торг, должны были объявлять свой товар мытникам, или таможникам, которые и записывали товар в книги привоза и брали за это пошлины.47 Своеобразной формой удостоверения сделки предшественником современного нотариального удостоверения являлось клеймение лошадей при продаже (пятно), своего рода печать, прототип нотариального действия.
О клеймении лошадей упоминается в летописи под 1170 годом, где сказано, что Мстислав отослал от себя Петра и
46См.: Беляев И.Д.
Указ.
работа.
С.
294 47См.
Беляев И.
Д.
Указ.
работа С.
119.
Там же С.
132 38

[стр.,39]

Нестора Бориславичей «про ту вину, оже бяху холопи его покрали кони Мстиславли у стаде и пяпгны свое всклале, рагнаменываюче».
О клеймении лошадей говорится и в
“Русской Правде”: «А за княжь конь, иже той с пятном, три гривне».
От пятна или клеймения пошлина, взимаемая при продаже лошадей, называлась пятном, а сборщик пошлины назывался пятенщиком.
Эта пошлина взималась с покупателя и продавца.

Торговля лошадьми производилась следующим образом: продать или купить лошадь можно было только при пятенщике или мытнике, который при совершении торговой сделки клал на лошадь пятно или клеймо и вносил имена покупщика и продавца в особую книгу, где помещались показания о приметах самой лошади — цвет шерсти и другие приметы.
Черты нотариального действия здесь налицо.
Пятенная пошлина иногда давалась от государя владельцам земли на оброк, чтобы они собирали ее на себя со всех продаваемых и покупаемых лошадей в их имении; иногда она отдавгшась на откуп, а иногда посторонним лицам, как бы в жалованье или награду.
Так, во Всеволодовой грамоте о церковных судах пятно с лошадей было отдано .Ивановскому сторожу.
Удостоверение порядка _ купли-продажи .t лошадей, введение в эту процедуру мытника (пятенщика) есть ни что иное как своеобразное нотариальное действие.
Появление особой категории лиц — мытников (пятенщиков) свидетельствует о становлении нотариального дела на Руси.
На одно из проявлений нотариальной функции имеется указание в Псковской судной грамоте, согласно которой кредитор только тогда мог
взыскивать долг наследников умершего, когда этот долг был прописан в завещании умершего, хранившемся в ларе Св.
Троицы.
Кредитор имел право взыскивать долг умершего, когда мог представить долговые записи или заклад, оставленный у него умершим в 39

[Back]