Проверяемый текст
Фахрутдинова, Резида Ахатовна. Социально-педагогические основы становления личности школьников (Диссертация 1999)
[стр. 125]

Существовали также различного вида молодёжные и детские помощи, вливавшиеся в празднества.
Одной их них являлось, например, каз омесэ.
Она проводилась поздней осенью, с наступлением первых морозов, для того, чтобы быстрее завершить обработку заколотых гусей и одновременно дать возможность молодёжи повеселиться.
На каз омесэ приглашались девушки, которые в течение целого дня на воздухе ощипывали заколотых гусей.
Сюда же приходили парни с гармонистом, так что работа сочеталась с песнями и плясками на лоне природы.
Вечером по окончанию работы для участников её устраивали вечеринку.
Из других видов помощей
в общине можно также выделить "помощь при валке сукна" —тула омесэ.
Устраивались также нигез боткасы (буквально: каша фундамента) при постройке дома.

Широко в условиях общинного воспитания была также распространена и детская взаимопомощь: дети и подростки коллективно выполняли одну и ту же работу поочерёдно во дворах у каждого.
Коллективный характер носили такие виды работ как поливка огорода, рыхление и окучивание картофеля, уход за домашними животными, пастьба молодняка и т.д.
Родители при этом наставляли своих детей: "Хонэрсез кешене дус тотма, хонэрсез коше дуслыкка да, дошманлыкка да ярамый"
(Человек без навыков к труду не может быть полезен ни другу, ни врагу).
Дальнейшее развитие общины связано с тем, что в эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян.
Повесть временных лет только эту форму изображает с некоторой отчетливостью: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Это значит, что родственники жили особыми поселками, общинами, не вперемежку с чужеродцами.
Но это едва ли были первобытные цельные родовые союзы: ход расселения должен был разбивать такое общежитие.
Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе плотными кучами, общинами.
Разложение родового союза делало возможным взаимное сближение родов, одним из средств которого служил брак.
Начальная летопись 125
[стр. 230]

ства, которые в силу наглядно-чувственного характера, отображения вкусов, привязанностей, принципов и интересов народных масс, оказывают огромное влияние на мысли и чувства людей.
В народной педагогике велика роль коллектива сверстников, в котором ребенок начинает активно выявлять свои дарования, большое значение имеет также воспитание.
Универсальным средством воспитательной работы является родной язык и устное народное творчество татарского народа, представленное такими жанрами, как сказки, басни, пословицы и поговорки; загадками и песнями.
Коллективная сила татарского народа проявлялась в народном обычае взаимной помощи односельчан омэ.
Обычно омэ устраивали по очереди во время сенокосов, уборки урожая, строительства дома, для обработки заколотых гусей (каз омесэ) и во всех других случаях, когда работа была срочной или трудоёмкой, не под силу одной семье.
Коллективную помощь оказывали также неимущим людям, безлошадным, вдовам, сиротам, которые не в состоянии были самостоятельно справиться с хозяйственными работами.
Существовали также различного вида молодёжные и детские помощи, вливавшиеся в празднества.
Одной их них являлось, например, каз омесэ.
Она проводилась поздней осенью, с наступлением первых морозов, для того, чтобы быстрее завершить обработку заколотых гусей и одновременно дать возможность молодёжи повеселиться.
На каз омесэ приглашались девушки, которые в течение целого дня на воздухе ощипывали заколотых гусей.
Сюда же приходили парни с гармонистом, так что работа сочеталась с песнями и плясками на лоне природы.
Вечером по окончанию работы для участников её устраивали вечеринку.
Из других видов помощей
можно также выделить «помощь при валке сукна» тула омесэ.
Устраивались также нигез боткасы (буквально: каша фундамента) при постройке дома.


[стр.,231]

Широко была также распространена и детская взаимопомощь: дети и подростки коллективно выполняли одну и ту же работу поочередно во дворах у каждого.
Коллективный характер носили такие виды работ как поливка огорода, рыхление и окучивание картофеля, уход за домашними животными, пастьба молодняка и т.д.
Родители при этом наставляли своих детей: «Хонэрсез кешене дус тотма, хонэрсез коше дуслыкка да, дошманлыкка да ярамый».

4.
Контрольно санкционирующая функция, воздействующая на поведение, «является носителем неформальных санкций общества, класса, группы, посредством которых поведение индивидов подчиняется социальной общности, согласуется с интересами социального целого.
Она содействует охране той «свободной зоны» для выравнивания поведения, которая определена нормами и требованиями поведения, класса, общества» (76, с.85).
У татарского народа существовали такие традиционные органы народовластия как народные собрания джиены и советы старейшин.
Во главе каждой общины, селения стояла группа стариков аксакалов, обладающих большим жизненным опытом и умом.
Кроме совета старейшин и общего собрания во главе каждого селения стояло ещё одно лицо абыз (буквально «старший»).
Абызы являлись постоянными представителями местной власти и влияли на решения народных джиенов.
Обычно обязанности абыза выполняли люди, отличавшиеся личными качествами и заслугами.
Это были авторитетные и уважаемы люди среди населения, известные своей ученостью.
Во всех спорных случаях, возникавших между отдельными людьми и семьями, население обращалось за советом к абызам.
Они выполняли эту контрольносанкционирующую функцию.
Среди женщин такую же роль играли пожилые женщины (абыз тутей), отличавшиеся умом и учёностью.

[Back]