Проверяемый текст
Фахрутдинова, Резида Ахатовна. Социально-педагогические основы становления личности школьников (Диссертация 1999)
[стр. 126]

отметила, хотя и не совсем полно и отчетливо, моменты этого сближения, отразившиеся на формах брака и имевшие некоторую связь с ходом того же расселения, общинами.
Первоначальные однодворки, сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, общины, помнившие о своем общем происхождении, память о котором сохранялась в отеческих названиях таких сел: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи.
Для славянина единственной ценностью и общностью оказывался его род, то есть община («Мир»), связанная близкородственными узами: именно здесь в полной мере находили свое воплощение «доброта» и «нелукавость».
Все то, что находилось вне рода, даже соседняя община, становилось враждебным окружением.
Обращаясь к историческому прошлому татарского народа необходимо отметить, что основное его население
также жило общинами (джиены).
Термин "джиен" имеет тесную связь с древними родственными отношениями.
Казанскими татарами он употреблялся для обозначения родственного коллектива людей, большой семьи или объединения нескольких родственных семей, поколения, народа, народного сходства и т.д.
Джиены представляли территориальный принцип организации.
Классическими районами джиенов являлось Заказанье, места компактного заселения казанских татар.
Здесь каждая татарская деревня входила в то или иное джиенное объединение, составляющее джиенный округ.
Границы этих округов отличались большой чёткостью и устойчивостью.
Джиенные округа составляли более крупное объединение, как бы конфедерацию этих округов.
Например, группа округов, тяготевшие к джиену Джы (бывшие Балтасинский и Ципнинский районы), объединяла 7-8 округов, а группа Молкэ (Кукморский район) до шести округов и т.д.
Жители округов, входивших в одну конфедерацию, считались более близкими между собой.
При этом характерно, что при большом числе джиенных округов в одном цикле, с довольно сложной организацией, не терялась их внутренняя стройность.

126
[стр. 234]

лэк, чилэк янгыр кирэк!» (Горшками масло нужно, ведрами нужен дождь).
Об осенних девичьих гуляньях в поле у татар известно из сообщения К.
Фукса, например, осенний девичий праздник «кызлар эчкене».
Обращаясь к историческому прошлому татарского народа необходимо отметить, что основное его население
жило общинами (джиены).
Термин «джиен» имеет тесную связь с древними родственными отношениями.
Казанскими татарами он употреблялся для обозначения родственного коллектива людей, большой семьи или объединения нескольких родственных семей, поколения, народа, народного сходства и т.д.
Джиены представляли территориальный принцип организации.
Классическими районами джиенов являлось Заказанье, места компактного заселения казанских татар.
Здесь каждая татарская деревня входила в то или иное джиенное объединение, составляющее джиенный округ.
Границы этих округов отличались большой чёткостью и устойчивостью.
Джиенные округа составляли более крупное объединение, как бы конфедерацию этих округов.
Например, группа округов, тяготевшие к джиену Джы (бывшие Балтасинский и Ципнинский районы), объединяла 7-8 округов, а группа Молкэ (Кукморский район) до шести округов и т.д.
Жители округов, входивших в одну конфедерацию, считались более близкими между собой.
При этом характерно, что при большом числе джиенных округов в одном цикле, с довольно сложной организацией, не терялась их внутренняя стройность.

Какую бы территориальную группу джиенных кругов мы не рассматривали, они являются зеркалом сложного исторического процесса, отражая специфические особенности, характерные для определённого этапа общественного развития.
Структура джиенных округов вместе с другими историко-этнографическими материалами подтверждает древность происхождения джиенов, представляющих из себя ряд замкнутых экономических и культурных ячеек.
Те джиенные округа, которые не подвергались ломке, территориальному смещению, сохранили во

[Back]