Проверяемый текст
Фахрутдинова, Резида Ахатовна. Социально-педагогические основы становления личности школьников (Диссертация 1999)
[стр. 127]

Какую бы территориальную группу джиенных кругов мы не рассматривали, они являются зеркалом сложного исторического процесса, отражая специфические особенности, характерные для определённого этапа общественного развития.
Структура джиенных округов вместе с другими историко-этнографическими материалами подтверждает древность происхождения джиенов, представляющих из себя ряд замкнутых экономических и культурных ячеек,
общин.
Те джиенные округа, которые не подвергались ломке, территориальному смещению, сохранили во
многом свою древнюю структурную целостность, преломляемые через особенности хозяйственного и бытового уклада татарского народа.
К такому району, как утверждают этнографы относится, прежде всего, Заказанье, с сохранившей наиболее древние черты Ашитской конфедерацией
джиенных округов.
Постепенно на смену прежним джиенным общинам пришли новые территориальные общины —деревенские (аульные) общины.
Каждая община состояла из отдельного селения (аула), представляющего собой самостоятельную хозяйственную единицу.
Местная система управления в прошлом осуществлялась в рамках территориальных общинных организаций.
Подтверждение тому сохранившееся древнее значение слова "джиен" — "народный сход, собрание", которые проводились как по отдельным деревням, так и по джиенным округам в целом.
В созвучии с настоящим, органы джиенного управления носили демократический характер, существовали такие традиционные органы народовластия, как народные собрания джиены и советы старейшин, т.е.
во главе каждой общины стояла * группа стариков аксакалов и старшины абызы
(буквально«общин»), обладавшие большим жизненным опытом и умом.
Абызы являлись постоянными представителями местной власти и влияли на решения народных
джеинов.
Обычно обязанности абыза выполняли люди, отличавшиеся личными качествами и заслугами.
Это были авторитетные и уважаемые люди среди населения, известные своей ученостью.

127
[стр. 231]

Широко была также распространена и детская взаимопомощь: дети и подростки коллективно выполняли одну и ту же работу поочередно во дворах у каждого.
Коллективный характер носили такие виды работ как поливка огорода, рыхление и окучивание картофеля, уход за домашними животными, пастьба молодняка и т.д.
Родители при этом наставляли своих детей: «Хонэрсез кешене дус тотма, хонэрсез коше дуслыкка да, дошманлыкка да ярамый».
4.
Контрольно санкционирующая функция, воздействующая на поведение, «является носителем неформальных санкций общества, класса, группы, посредством которых поведение индивидов подчиняется социальной общности, согласуется с интересами социального целого.
Она содействует охране той «свободной зоны» для выравнивания поведения, которая определена нормами и требованиями поведения, класса, общества» (76, с.85).
У татарского народа существовали такие традиционные органы народовластия как народные собрания джиены и советы старейшин.
Во главе каждой общины, селения стояла группа стариков аксакалов, обладающих большим жизненным опытом и умом.
Кроме совета старейшин и общего собрания во главе каждого селения стояло ещё одно лицо абыз (буквально «старший»).
Абызы являлись постоянными представителями местной власти и влияли на решения народных
джиенов.
Обычно обязанности абыза выполняли люди, отличавшиеся личными качествами и заслугами.
Это были авторитетные и уважаемы люди среди населения, известные своей ученостью.

Во всех спорных случаях, возникавших между отдельными людьми и семьями, население обращалось за советом к абызам.
Они выполняли эту контрольносанкционирующую функцию.
Среди женщин такую же роль играли пожилые женщины (абыз тутей), отличавшиеся умом и учёностью.


[стр.,234]

лэк, чилэк янгыр кирэк!» (Горшками масло нужно, ведрами нужен дождь).
Об осенних девичьих гуляньях в поле у татар известно из сообщения К.
Фукса, например, осенний девичий праздник «кызлар эчкене».
Обращаясь к историческому прошлому татарского народа необходимо отметить, что основное его население жило общинами (джиены).
Термин «джиен» имеет тесную связь с древними родственными отношениями.
Казанскими татарами он употреблялся для обозначения родственного коллектива людей, большой семьи или объединения нескольких родственных семей, поколения, народа, народного сходства и т.д.
Джиены представляли территориальный принцип организации.
Классическими районами джиенов являлось Заказанье, места компактного заселения казанских татар.
Здесь каждая татарская деревня входила в то или иное джиенное объединение, составляющее джиенный округ.
Границы этих округов отличались большой чёткостью и устойчивостью.
Джиенные округа составляли более крупное объединение, как бы конфедерацию этих округов.
Например, группа округов, тяготевшие к джиену Джы (бывшие Балтасинский и Ципнинский районы), объединяла 7-8 округов, а группа Молкэ (Кукморский район) до шести округов и т.д.
Жители округов, входивших в одну конфедерацию, считались более близкими между собой.
При этом характерно, что при большом числе джиенных округов в одном цикле, с довольно сложной организацией, не терялась их внутренняя стройность.
Какую бы территориальную группу джиенных кругов мы не рассматривали, они являются зеркалом сложного исторического процесса, отражая специфические особенности, характерные для определённого этапа общественного развития.
Структура джиенных округов вместе с другими историко-этнографическими материалами подтверждает древность происхождения джиенов, представляющих из себя ряд замкнутых экономических и культурных ячеек.

Те джиенные округа, которые не подвергались ломке, территориальному смещению, сохранили во


[стр.,235]

многом свою древнюю структурную целостность, преломляемые через особенности хозяйственного и бытового уклада татарского народа.
К такому району, как утверждают этнографы относится, прежде всего, Заказанье, с сохранившей наиболее древние черты Ашитской конфедерацией
джиеиных округов.
Постепенно на смену прежним джиенным общинам пришли новые территориальные общины деревенские (аульные) общины.
Каждая община состояла из отдельного селения (аула), представляющего собой самостоятельную хозяйственную единицу.
Местная система управления в прошлом осуществлялась в рамках территориальных общинных организаций.
Подтверждение тому сохранившееся древнее значение слова «джиен» «народный сход, собрание», которые проводились как по отдельным деревням, так и по джиенным округам в целом.
В созвучии с настоящим, органы джиенного управления носили демократический характер, существовали такие традиционные органы народовластия, как народные собрания джиены и советы старейшин, т.е.
во главе каждой общины стояла группа стариков аксакалов и старшины абызы,
обладавшие большим жизненным опытом и умом.
Все важнейшие вопросы, касающиеся данного коллектива, решались народным собраниемджиеном, где каждый пользовался правом голоса и мог добиться демократического решения хозяйственных и политических вопросов.
В настоящее время необходимо опираться на уже существовавшую форму общинного расселения как «джиен», сохраняя традиции.
Опыт использования идей народной педагогики, возрождения традиционных форм расселения, воспитания силой общественного мнения («где нет общественного мнения, там нет общественного воспитания» гласит заповедь народной педагогики) существует во многих регионах страны.
Воспитательные возможности народной педагогики реализуются и оптимизируются в том случае, если они опираются на уже сложившиеся ме

[Back]