"Олыласан олыны, олыларлар узенне" ("Уважь старших, уважат и тебя"). Воспитание нравственных качеств детей стояло у татар на довольно высоком уровне. Строго следили, чтобы ребёнок не научился пить, курить, играть в осуждённые обществом игры. Нормы воспитания детей в семье находились в соответствии с нормами официальной мусульманской морали. Представления о красоте (матурлык) татарский народ всегда связывал с высокими нравственными качествами личности. Народные пословицы и поговорки учат: "Хэр ялтыраган алтын тугел" (" Не всё то золото, что блестит"), "Матурлык туйда кирэк, акыл кондэ кирек" ("Красота нужна на свадьбе, а ум —каждый день"), "Кешегэ баз казыма, узен тешерсен" ("Не рой яму другому, сам в неё попадёшь") и т.д. Сравнительно-сопоставительный анализ опыта взаимодействия школы, семьи и общины в отечественной и американской педагогике позволяет сделать вывод о том, что община, будучи социальным институтом, основанным на территориальной близости группы людей, выступает регулятором жизни местного населения, общественного поведения и сознания, выполняет ряд экономических, идеологических и административных функций, сосредоточивая в своих рамках деятельность ряда воспитательных институтов: семьи, школы, общественных организаций. Связи общины со школой и семьей в каждой стране обусловлены рядом особенностей экономических отношений и социального устройства. Большой интерес представляет идея объединения усилий школы и жителей общины, превращения школы в общинный центр. Возникновение данной концепции обусловлено тем, что демографические и социальные изменения, мобильность населения, исчезновение небольших общин, отсутствие тесных контактов между членами городских общин, когда в условиях “безликого” современного города тесные соседские связи ослабевают, привели, по мнению американских исследователей, к потере “чувства общности” среди американцев. 130 |
Община, будучи социальным институтом, основанным на территориальной близости группы людей, выступает регулятором жизни местного населения, общественного поведения и сознания, выполняет ряд экономических, идеологических и административных функций, сосредоточивая в своих рамках деятельность ряда воспитательных институтов: семьи, школы, общественных организаций. Связи общины со школой в США обусловлены рядом особенностей экономических отношений и социального устройства. Например, достаточно сказать, что школы строятся на средства налогоплательщиков местных общин, что составляет примерно 48% школьного бюджета, в то время как дотация администрации штатов 44%, а федерального правительства лишь 9%. Большой интерес представляет идея объединения усилий школы и жителей общины, превращения школы в общинный центр. Возникновение данной концепции обусловлено тем, что демографические и социальные изменения, мобильность населения, исчезновение небольших общин, отсутствие тесных контактов между членами городских общин, когда в условиях «безликого» современного города тесные соседские связи ослабевают, привели, по мнению американских исследователей, к потере «чувства общности» среди американцев. Проблемы, связанные с возрождением семейно-соседских отношений, активизация воспитательной работы по месту жительства актуальны и в нашей стране. В США работа с детьми по реализации этой идеи заключалась в создании специальных классов, групп для занятий техникой, сельским хозяйством, домоводством и т.п., в приобщении школьников к практической деятельности в местной общине. Организация и проведение различного рода вечерних курсов или семинаров по обмену опытом населения, а также «гражданские консультативные комитеты», которые формируются из числа школьного персонала и из представителей общины (родителей, налогоплательщиков, бизнесменов, священников и прочих людей). Они занимаются Воспитание нравственных качеств детей стояло у татар на довольно высоком уровне. Строго следили, чтобы ребёнок не научился пить, курить, играть в осуждённые обществом игры. Нормы воспитания детей в семье находились в соответствии с нормами официальной мусульманской морали. Представления о красоте (матурлык) татарский народ всегда связывал с высокими нравственными качествами личности. Народные пословицы и поговорки учат: «Хэр ялтыраган алтын тугел» (« Не всё то золото, что блестит»), «Матурлык туйда кирэк, акыл кондэ кирек» («Красота нужна на свадьбе, а ум каждый день»), «Кешегэ баз казыма, узен тешерсен» («Не рой яму другому, сам в неё попадёшь»). Такие качества личности как гостеприимство, уважение к старшим, к родной земле, вежливость, доброжелательное отношение к другим народам татары считали определяющими в характере человека. Например, гостеприимство в татарском языке выражается словами «сыйхормэт», то есть угощение уважение. Встречая гостей, татары обязательно угощают их, хотя бы чаем. Отсюда татарские пословицы гласят: «Эпи, тоз, якты ез» («Хлеб, соль, приветливое лицо»), «Ачык чырай, такта чэй» («Приветливое лицо, плиточный чай»). О добром обычае гостеприимства татар К. Фукс писал так: «... у них (татар) самая лучшая черта есть гостеприимство. Однажды в моём путешествии изломалось у нас что-то в коляске, мы кое-как доехали до знакомой нам деревни. Между тем, как чинили экипаж, я с моей дочерью от жары вошел во двор одного дома и остановился у строения в тени. Хозяин, увидев нас, пришёл к нам. Не зная и не спрашивая, кто мы, пригласил к себе в комнату и угостил чаем...» (368, с.23). 3. Экспрессивная (усиливающаяся) функция «... усиливает человеческую деятельность, воздействуя на эмоции, чувства и волю, она создаёт коллективную силу» (76, с.85). Татарский народ создал высокохудожественные образцы народного фольклора и декоративно-прикладного искус227 |