создания на новообретенной обетованной земле, нового — без европейских недостатков — христианского общества [205, с.З]. Протестантская этика, привела к расцвету знаменитого американского прагматизма, который был просто необходим для выживания в тех условиях. Гражданская религия в США вобрала в себя традиции американского протестантизма и соединила их с идеей свободы и демократии. Именно гражданскую религию, по мнению Р. Белла, можно определить как духовнорелигиозную основу построенного в США общества. В 1642 году появляется Акт колонии Массачусетс, который требовал, чтобы во всех семьях дети учились читать Библию, знали местные законы и были подготовлены к труду в родной общине [74, с. 29,]. Некоторые семьи * так преуспели в деле воспитания и образования детей, что лидеры общин стали предлагать им обучать не только собственных детей, но также и тех, чьи родители не могли или не хотели заниматься их образованием. Таким, образом, постепенно выделилась группа людей, главным образом, женщин, более квалифицированных в обучении и воспитании детей. Эта практика закончилась созданием первых надомных школ, которые стали предшественниками начальных школ, и появлением первых профессиональных учителей. Иногда возникала ситуация, когда для выживания общины требовалось обучать мальчиков новому' ремеслу, которым не владели члены семьи. В таком случае мальчиков, достигших семилетнего возраста, отдавали в ученичество к мастеру. Ученичества стали прообразом возникших позднее грамматических школ. По мере развития колониальных поселений в конце XVII первой половине XVIII века община стала играть все более заметную роль в образовании и воспитании детей. В общинах появились специальные уполномоченные, в обязанности которых входило наблюдать за тем, чтобы все дети в общине учились. К этому времени относится и появление первых школ. 19 |
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕы ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩИНЫ В США. 1.1. Зарождение и развитие взаимоотношений семьи, общины и школы в аграрных регионах США. V Воспитание детей в семьях первых американских колонистов происходило путем имитации ими поведенческих моделей старших поколений, через прямое обучение важнейшим умениям и навыкам в процессе совместной трудовой деятельности, а также посредством устного изложения правил, законов,* нравственных норм, жизненных устоев и верований семьи и местной общины. Известный американский исследователь С.И. Фрост характеризует условия жизни первых поселенцев в Северной Америке как очень суровые людям приходилось в буквальном смысле бороться за свое выживание. Зачастую семьи создавались из экономических соображений, а поэтому овладение ребенком тем или иным ремеслом, необходимым для выживания его семьи и общины в целом, считалось первостепенной задачей семейного воспитания. Первыми учителями ребенка становились его родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры [179]. Видный американский педагог В. Зелизер в своем исследовании отмечает, что поселения первых колонистов, в особенности в Новой Англии, обычно составляли представители той или иной религиозной концессии, мигрировавшие из Европы. В силу этого религия и религиозное воспитание детей было неотъемлемой частью домашнего образования [340]. Для достижения успеха в экономической сфере детей обучали чтению и письму. В 1642 году появляется Акт колонии Массачусетс, который требовал, чтобы во всех семьях дети учились читать Библию, знали местные законы и были подготовлены к труду в родной общине [113, с. 29]. Некоторые семьи так преуспели в деле воспитания и образования детей, что лидеры общин стали предлагать им обучать не только собственных детей, но также и тех, чьи родители не могли или не хотели заниматься их образованием. Таким образом, выделилась группа людей, главным образом, женщин, более квалифицированных в обучении и воспитании детей. Эта практика закончилась созданием первых надомных школ, которые стали предшественниками начальных школ, и появлением первых профессиональных учителей. Иногда возникала ситуация, когда для выживания общины требовалось обучать мальчиков новому ремеслу, которым не владели члены семьи. В таком случае мальчиков, достигших семилетнего возраста, отдавали в ученичество к мастеру. Ученичества стали прообразом возникших позднее грамматических школ, поскольку во многих колониях мастера были обязаны обучать своих воспитанников не только навыкам ремесла, а также чтению, письму и правилам заключения торговых сделок [329]. По мере развития колониальных поселений в конце XVII первой половине XVIII века сельская община стала играть все более заметную роль в образовании и воспитании детей. В общинах появились специальные уполномоченные, в обязанности которых входило наблюдать за тем, чтобы все дети в общине учились. К этому времени относится и появление первых школ. В 1647 году законодательное собрание колонии Массачусетс принимает декрет, согласно которого общины, насчитывающие более 50 семей, были обязаны открывать и содержать начальную школу. А в 1687 году появляется закон, известный под названием Закона Делюдера Сэйтана (ОМ ОеЬМег 8а1ап Ьалу), который обязывал общины, состоящие из 100 и более семей, создавать латинские грамматические общеобразовательные школы, готовящие мальчиков к поступлению в университет. Как отмечает известный американский исследователь С. Коуэн, эти законы были важны для становления системы образования растущей нации. И хотя основная ответственность за образование детей попрежнему лежала на родителях, принятые законы заложили основу ответственности общины за помощь семьям в образовании детей. Главным делом общины стал сбор налогов с населения на содержание общинной школы и оплату труда педагогов, право найма которых также принадлежало общине [136]. |