Проверяемый текст
Фахрутдинова, Резида Ахатовна. Социально-педагогические основы становления личности школьников (Диссертация 1999)
[стр. 63]

К домашним добродетелям, возведенным в семейную культурную традицию, можно отнести совершенно обыденные вещи: от регулярного посещения церкви, проведения традиционных семейных обедов, праздников Рождества, Нового года, Пасхи до празднования дней рождения членов семьи, окончания школы или университета.
Необходимость интеграции воспитательных сил среды диктуется тем, что в современных условиях семья стала заметно утрачивать свои социализирующие функции.
Под воздействием таких общемировых факторов, как индустриализация, урбанизация и т.п., наметилась существенная тенденция к
“передаче” семейных функций социализации другим социальным институтам, поскольку родители по разным причинам (из-за отдаленности работы или большой занятости) уделяют очень мало времени общению с ребенком.
В связи с этим пробел в социализации выполняют производственные предприятия и учреждения, средства массовой пропаганды, общности людей по месту жительства.
Отсюда
в зарубежной педагогике получили распространение идеи “компенсаторного” образования и воспитания.
Кроме того, общинная педагогика представляет собой целый мир в рамках общины, ориентированный на человека и его процветание.
Сюда включают многочисленные мероприятия, направленные на стабилизацию семьи, поскольку она является своеобразной призмой, сквозь которую преломляются социально-экономические отношения.
В нынешних условиях концепция общинной педагогики способствует не только укреплению и расширению сети общинных школ и развитию духа
“общности”, образа и стиля жизни, остающихся для многих местных жителей непреходящей ценностью, но здесь, как показывает практика, значительное место занимает интеграция усилий школы и семьи в целях активизации воспитания подрастающих поколений в рамках общины.
Примером может служить открытая в 60-х годах школа Лоуренс Вестон, где собралось около 1000 учащихся.
С самого начала были приняты
63
[стр. 176]

зинчики, школы общины создают дополнительную ауру общинному центру, куда ходит общаться практически все население.
Кроме того, общинная педагогика представляет собой целый мир в рамках общины, ориентированный на человека и его процветание.
Сюда включают многочисленные мероприятия, направленные на стабилизацию семьи, поскольку она является своеобразной призмой, сквозь которую преломляются социально-экономические отношения.
В нынешних условиях концепция общинной педагогики способствует не только укреплению и расширению сети общинных школ и развитию духа
«общности», образа и стиля жизни, остающихся для многих местных жителей непреходящей ценностью, но здесь, как показывает практика, значительное место занимает интеграция усилий школы и семьи в целях активизации воспитания подрастающих поколений в рамках общины.
Например, в Бристоле в 60-х годах была открыта школа Лоуренс Вестон, где собралось около 1000 учащихся.
С самого начала были приняты
меры, чтобы она была ориентирована на местных жителей.
В ее стенах и вне проводились различные программы с тем, чтобы привлечь детей и родителей к участию в них.
Для этих целей был нанят общинный работник, в чьи обязанности входило «поощрять и способствовать использование помещения и оборудования школы для внеклассной деятельности, направленной на детей и родителей» (493, с.30).
Свыше двадцати двух кружков и курсов (от подгрупп, изготовления вин и до дзюдо) активно функционировали в общинной школе.
Любопытно, что в школьном хоре можно было увидеть подростка, его родителей и бабушек с дедушками, которые на равных участвовали в самодеятельности.
По мнению ученых, участие в программах, организованных общинной школой, оказывает положительное влияние и на школьную успеваемость детей, на их продолжение учебы после окончания неполной школы («за последние 174

[стр.,195]

решительные шаги к тому, чтобы вдохнуть в нацию дух предпринимательства.
Стиль семейной социализации связан с национальными традициями, культурой общества, ритуальностью семейных обычаев.
Значимость ритуальной стороны семейной жизни имеет свои религиозно-исторические корни и связана с традицией соседской общины, с ее образом жизни, обеспечивавшим теснейшую преемственность поколений.
Конечно, ритуальные обычаи прошлого не следует идеализировать, однако они и поныне выполняют определенные социализирующие функции в семье.
В Великобритании существует определенный культ домашних добродетелей, которые, по нашему мнению, помогают детям ощущать безопасность и стабильность, обеспечивают не только отдых членам семьи, но и способствуют устранению многих острых внутрисемейных проблем.
К домашним добродетелям, возведенным в семейную культурную традицию, можно отнести совершенно обыденные вещи: от регулярного посещения церкви, проведения традиционных семейных обедов, праздников Рождества, Нового года, Пасхи до празднования дней рождения членов семьи, окончания школы или университета.

В Великобритании, как и во многих других странах, наиболее распространенным типом семьи является классическая нуклеарная, состоящая из обоих родителей и нескольких детей.
Теперь такие семьи составляют 28%.
При этом внутрисемейные отношения строятся, исходя из экономического положения семьи.
Если женщина не работает (кстати, таких женщин в последнее время становится все меньше и меньше), то заботы по ведению домашних дел всецело ложатся на ее плечи, муж заботится о материальном обеспечении семьи.
Однако в последнее время возникла определенная тенденция совершенствования внутрисемейных отношений, ведущая к нивелированию разделения труда в рамках семьи.
Подтверждением, по мнению

[стр.,196]

М.
Янга и А.
Уилмотта, может служить, например, новая семейная форма, которую они назвали симметричной семьей.
В ее основе лежат изменения взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
По их мнению, в такой семье исчезают «женские» и «мужские» виды работ: все сводится к разумному ведению домашних дел.
«Мужья также выполняют большой объем работ, включая те виды работ, которые считались типично женскими» (425 .с.284).
Таким образом, в симметричной семье у мужчин происходит изменение привычной психологии, многие внутрисемейные проблемы устраняются готовностью мужчин к оказанию помощи своим женам.
Исследователи, пытаясь доказать растущую симметричность во взаимоотношениях между мужем и женой, в то же время отмечают, что женатые мужчины затрачивают в среднем около 10 часов в неделю на домашние дела, в то время как работающие женщины 23 часа, а те, которые заняты не полный рабочий день, 35 часов в неделю.
Таким образом, даже в этом типе семей наблюдается дисбаланс во времени, затраченном на выполнение домашних дел.
В современных условиях семья стала заметно утрачивать свои социализирующие функции.
Под воздействием таких общемировых факторов, как индустриализация, урбанизация и т.п., наметилась существенная тенденция к
«передаче» семейных функций социализации другим социальным институтам, поскольку родители по разным причинам (из-за отдаленности работы или большой занятости) уделяют очень мало времени общению с ребенком.
В связи с этим пробел в социализации выполняют производственные предприятия и учреждения, средства массовой пропаганды, общности людей по месту жительства.
Отсюда
идеи «компенсаторного» образования и воспитания, получившие распространение в зарубежной педагогике.

[Back]