Проверяемый текст
Мамонтов, Александр Александрович. Материальная основа государственного регулирования рыночной экономики : Теоретический аспект (Диссертация 2003)
[стр. 22]

22 обязано сохранять как политическое, так и экономическое единство нации, подчиняя местные интересы общему, охраняя свободу внутренней торговли, прокладывая согласно определенному плану железные дороги и каналы, наблюдая посредством центрального банка за денежным обращением, вводя единообразное торговое законодательство.
Изучение истории Германии, Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов привело его к убеждению о том, что достигнуть более высокого уровня развития по сравнению с другими нациями или успеха в промышленной борьбе с более передовой иностранной державой возможно только путем так называемого индустриального воспитания нации.
В основу подобного индустриального воспитания Лист положил протекционистскую систему — систему государственных мероприятий, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции до тех пор, пока она не встанет на ноги и не сможет конкурировать с иностранцами «на равных».
Одновременно для национального объединения Германии, по мнению Листа, необходимо уничтожение внутренних таможен.
Поэтому он активно боролся за создание таможенного союза.
Таким образом, уничтожение внутренних барьеров (то есть внутренняя свобода торговли) и установление внешних покровительственных пошлин являются у Листа инструментами в создании мощной индустрии, консолидации национальных интересов.

В целом в концепции Листа основой государственного регулирования экономики является сама институциональная структура экономического процесса.

Определенная специфика подхода к государственному регулированию экономики имеется в марксизме, что связано с каузальной концепцией изучения социально-экономических систем.31 К.
Маркс в «Капитале» сформули30 Цит.
по: Абалкин Л.
Поиск самоопределения: Отечественная школа экономической мысли на рубеже веков
И НГПолитэкономия.
2000.
№15.
С.
13.
31 Каузальная концепция, последовательно разрабатываемая марксизмом, рассматривает социально-экономические системы как сложные развивающиеся объекты, причины движения которых заложены в них самих.
(Causa причина).
Понять, что представляет собой данная система, это значит выяснить, как и почему она изменяется, какие причины и противоречия движут ее развитием.
[стр. 22]

22 В конечном счете, как отмечает Й.
Шумпетер, разногласия среди экономистов того периода касались вопроса, что могла бы и что «должна» была делать государственная власть.35 Исследователи старались определить «необходимый минимум» функций государства.36 В экономической концепции Ф.
Листа (1789-1846), предшественника исторической школы, положение о государственном регулировании четко присутствует в «жестком ядре».
Правда, Лист не столько обращает внимание на материальную основу государственного регулирования, сколько на понятие нации, которое является основой всей его системы.37 Для него нация является особой экономической единицей, целостной системой, которая определяет все остальные отношения.
Именно нации, по его мнению, составляют необходимое условие общечеловеческого развития.
В целом в концепции Листа основой государственного регулирования экономики является сама институциональная структура экономического процесса.

В своей работе «Национальная система политической экономии» (1841) он отмечал, что подобно тому, как нация укрепляется политически с помощью моральных и т.п.
взаимоотношений между ее гражданами, также экономическое единство (сцепление) нации вызывает рост продуктивной энергии каждого из них и ее собственное благосостояние.
Правительство обязано сохранять как политическое, так и экономическое единство нации, подчиняя местные интересы общему, охраняя свободу внутренней торговли, прокладывая согласно определенному плану железные дороги и каналы, наблюдая посредством центрального банка за денежным обращением, вводя ной меры против иностранных тарифов.
Он оправдывает навигационные законы Англии, т.к.
«оборона страны гораздо важнее, чем богатство», а полная свобода торговли признается утопической мечтой, о которой следует забыть перед лицом корпоративных интересов промышленников.
(См.: Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов.
М., 1962.
С.
346).
35 Шумпетер Й.
История экономического анализа.
/ Пер.
с анг.
под ред.
В.С.
Автономова.
Санкт-Петербург, 2001.Т.2.С.719.
36 Позднейшие авторы, в особенности немецкие, называли это политикой, отводящей государству роль «ночного сторожа».
37 В свое время российский исследователь А.И.
Чупров (1842-1908) в «Истории политической экономии» писал, что «в противоположность смитовскому воззрению на общество как на простую сумму отдельных индивидуумов, историческая школа признает, что хозяйство каждого народа есть единое целое, части которого находятся между собою в постоянном взаимодействии: жизнь этого целого управляется своими закона

[стр.,23]

23 единообразное торговое законодательство.
Изучение истории Германии, Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов привело его к убеждению о том, что достигнуть более высокого уровня развития по сравнению с другими нациями или успеха в промышленной борьбе с более передовой иностранной державой возможно только путем так называемого индустриального воспитания нации.
В основу подобного индустриального воспитания Лист положил протекционистскую систему — систему государственных мероприятий, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции до тех пор, пока она не встанет на ноги и не сможет конкурировать с иностранцами «на равных».
Одновременно для национального объединения Германии, по мнению Листа, необходимо уничтожение внутренних таможен.
Поэтому он активно боролся за создание таможенного союза.
Таким образом, уничтожение внутренних барьеров (то есть внутренняя свобода торговли) и установление внешних покровительственных пошлин являются у Листа инструментами в создании мощной индустрии, консолидации национальных интересов.

Определенная специфика подхода к материальной основе государственного регулирования экономики имеется в марксизме, что связано с каузальной концепцией изучения социально-экономических систем.38 К.
Маркс в «Капитале» сформулировал предмет своего исследования как изучение капиталистического способа производства и соответствующих ему отношений производства и обмена.
При этом Маркс хорошо понимал, что сфера обмена и обращения представляет собой сферу свободного поведения человека — как он говорил, сферу свободы, равенства, братства и бентама.39 Что касается сферы производства, то она представлена у Маркса последовательными процессами, диктующими людям необходимость действия.
ми, помимо тех, которым подчиняется индивидуум».
(Цит.
по: Абалкин Л.
Поиск самоопределения: Отечественная школа экономической мысли на рубеже веков
//НГ—Политэкономия.
2000.
№15.
С.
13).
38 Каузальная концепция (causa — причина), последовательно разрабатываемая марксизмом, рассматривает социально-экономические системы как сложные развивающиеся объекты, причины движения которых заложены в них самих.
Понять, что представляет собой данная система, — это значит выяснить, как и почему она изменяется, какие причины и противоречия движут ее развитием.

39 Джером Бентам автор т.н.
философии «утилитаризма» или философии пользы.


[стр.,24]

24 Хотя в «Капитале» К.
Маркса нет специального раздела о государстве, оно незримо присутствует при анализе экономических процессов.
Исследование способа производства общественной жизни человека в определенных исторических условиях и соответствующих отношениях производства и обмена привело Маркса к положению о государстве, как о комитете по управлению общими делами буржуазии («Манифест коммунистической партии»).
Й.
Шумпетер признает, что предложенные Марксом теории исторического процесса, общественных классов и государства представляют собой «первые серьезные попытки» сделать государство предметом реалистического анали„„ 40 за.
Вместе с тем, для того чтобы позиционировать государство в структуре исследовательской программы К.
Маркса, следует вспомнить его методологический подход.
По его мнению, понять, что представляет собой определенная система, — это, значит, выяснить, как и почему она изменяется, какие причины и противоречия движут ее развитием.
Поэтому К.
Маркс сосредоточил внимание на исследовании всей капиталистической системы под углом зрения прибавочной стоимости.
И поскольку государство является наиболее конкретным проявлениям капиталистической системы, то оно непосредственно (по глубинным основаниям) не связано с прибавочной стоимостью, выступает как «постороннее и усложняющее обстоятельство», от которого можно абстрагироваться.
Наиболее отчетливо данный подход прорисовывается в так называемом плане «шести книг», который Маркс составил ходе работы над экономической рукописью 1857—1858 гг.
В этом плане намечены основные направления политико-экономического анализа капиталистической системы хозяйства.
«Все в целом, — писал К.
Маркс Лассалю 22 февраля 1858 г., — подразделяется на шесть книг: 1) О капитале ...2) О земельной собственности.
3) О наемном труде.
4) О государстве.
5) Международная торговля.
6) Мировой 40 Шумпетер Й.
История экономического анализа.
/ Пер.
с анг.
под ред.
В.С.
Автономова.
Санкт-Петербург, 2001.
T.2.
С.569.

[Back]