30 т.д. Идея «социального контроля», вмешательства общества и государства в механизм рыночного хозяйства присутствует в «жестком ядре» институционализма. В определенной степени институционализм возник как реакция на появление неоклассики, на упрощение содержания экономической реальности. Институционализм зародился практически одновременно с возникновением неоклассики и сразу же заявил о своей оппозиции к ней. Традиционно институционализм связывают с именами экономистов Т. Веблена (18571929), Дж. Коммонса (1862-1945), К. Эйреса (1892-1972), философа Дж. Дьюи (1859-1952)42. В институциональной теории единицей анализа является институт. Понятие «институт» («институция» установление, порядок) выражает привычные и стандартизированные формы действий или поведения людей. Институт также называют «социальной привычкой», обычаем использования чего-либо, образом жизни. Отличительной особенностью понимания столь разнообразно определяемого понятия является то, что институт есть «социальное образование», формирующееся из взаимодействий людей друг с другом, природой и культурой. Индивид таков, каким его делает система социальных институтов. Институционализм рассматривает экономическую реальность как вполне материальную и социальную среду, в которой живет человек и общество. Кроме того, институционалисты учитывают и более широкое окружение экономической реальности сферу культуры, с которой экономическая жизнь находится в постоянном взаимодействии. Культура же представляется у них как вся совокупность форм человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение данной общности людей, передачу знания, навыков, опыта между людьми, а также воспроизводство, развитие и упрочение данного общества, переход его на более высокий уровень бытия. Экономическая |
31 механизм рыночного хозяйства присутствует в «жестком ядре» институционализма.53 В определенной степени институционализм возник как реакция на появление неоклассики, на упрощение содержания экономической реальности. В институциональной теории единицей анализа является институт. Понятие «институт» («институция» — установление, порядок) выражает привычные и стандартизированные формы действий или поведения людей. Институт также называют «социальной привычкой», обычаем использования чего-либо, образом жизни. Отличительной особенностью понимания столь разнообразно определяемого понятия является то, что институт есть «социальное образование», формирующееся из взаимодействий людей друг с другом, природой и культурой. Индивид таков, каким его делает система социальных институтов. Институционализм рассматривает экономическую реальность как вполне материальную и социальную среду, в которой живет человек и общество. Кроме того, институционалисты учитывают и более широкое окружение экономической реальности сферу культуры, с которой экономическая жизнь находится в постоянном взаимодействии. Культура же представляется у них как вся совокупность форм человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение данной общности людей, передачу знания, навыков, опыта между людьми, а также воспроизводство, развитие и упрочение данного общества, переход его на более высокий уровень бытия. Институционалисты акцентировали внимание на технологии. Они считали, что знание и технология — это то, что двигает общество вперед. Институционализм рассматривает поведение индивида как непрекращающуюся, 53 Институционализм зародился практически одновременно с возникновением неоклассики и сразу же заявил о своей оппозиции к ней. Традиционно институционализм связывают с именами экономистов Т. Веблена (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), К. Эйреса (1892-1972), философа Дж. Дьюи (1859-1952). Термин «институциональная экономика» был заявлен У. Хамильтоном в 1918 году. В 30-е годы появилась книга Коммонса «Институциональная экономика». В последние десятилетия опубликована серия работ, содержащих это понятие в самом названии. (См., например. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб.: Лениздат, 1997; Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000 и др) |