Проверяемый текст
Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб, пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.
[стр. 63]

63 Было признано, что экономика развивается не только под воздействием «невидимой руки».
В механизме регулирования экономической системы все более ощутимым становится присутствие «видимой руки», под которой подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.
Весь имеющийся мировой опыт функционирования подобной экономики свидетельствует о несовершенстве таких институтов развития экономики, как государство и рынок.
Их несовершенство обусловлено, с одной стороны, тем, что оба
эти института ограничены в своих возможностях влияния на развитие экономики.
С другой —
даже в рамках присущих им возможностей, эти институты выполняют свои функции не идеально.
Поэтому мировая хозяйственная практика и пошла по пути совместного использования обоих названных институтов в качестве факторов экономического развития.

Конечно, сознательная координация экономического поведения осуществляется, прежде всего, путем государственного регулирования, но не сводится только к государственному регулированию экономики.
В этом механизме наряду с государством огромную роль играют и другие
институты, по терминологии Дж.
Гэлбрейта, в частности, техноструктура.
Многие
эти элементы имеют негосударственный характер и представляют собой различные образования, возникающие как на стороне работодателей, так и на стороне наемных работников.
Соотношение структурных элементов в координационном механизме экономики меняется в направлении нарастания удельного веса сознательного регулирования.

Государственное вмешательство в экономику, осуществляемое постоянно, хотя в разные периоды и с разной степенью интенсивности, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа.
История экономического развития даже такой страны как США, в
отношении которой прочно закрепился стереотип классической страны свободного рынка, свободного от давящего хозяйственную инициативу государственного вмешательства, так
[стр. 33]

Глава 2.
Объективные основы государственного регулирования экономики 33 Чем больше экономическая мысль сосредоточивала усилия на анализе рыночного механизма, сводя к этому содержание всей экономической науки, тем меньше ее выводы и рекомендации оказывались пригодными для их практического использования.
Как бы интересны ни были разработки неоклассической школы, но все это были поиски в рамках чистой теории, очень далекой от реальной экономической действительности.
Не случись Великая депрессия 1929—1933 гг., процесс отрыва западной экономической теории от действительности только нарастал бы.
Развитие экономической теории в XX в.
начало осуществляться в значительной мере под лозунгом: нужна теория, более близкая к реальной экономической действительности.
Появление марксизма, исторической школы в XIX в.
и особенно институционализма и кейнсианства в XX в.
было своеобразной реакцией на абстрактный характер экономической теории.
И если говорить о персональном вкладе ученых в развитие экономической науки, то нельзя не согласиться с П.
Самуэльсоном, который в один ряд с А.
Смитом поставил только К.
Маркса и Дж.
Кейнса.
Названные ученые сделали прорыв за границы исследования чисто рыночного механизма и посмотрели на экономику более широко, увидев, что последняя развивается не только под воздействием “невидимой руки рынка”.
Стало очевидно, что экономика — это не саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме ее регулирования все более ощутимым становится присутствие “видимой руки”.
Под “видимой рукой” подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.
Сознательная координация экономического поведения осуществляется прежде всего путем государственного регулирования, но не сводится только к
нему.
В этом механизме наряду с государством огромную роль играют и другие
элементы, по терминологии Дж.
Гэлбрейта, в частности, техноструктура.
Многие
из этих элементов имеют негосударственный характер и представляют различные образования, возникающие как на стороне работодателей, так и на стороне наемных работников.
Соотношение структурных элементов в координационном механизме экономики меняется в направлении нарастания удельного веса сознательного регулирования.

И хотя этот процесс, как и другие экономические процессы, осуществляется не в непрерывной, а в волнообразной форме, существуют факторы, которые данную тенденцию продолжают усиливать.
На эти факторы исследователи начинают обращать все большее внимание, выделяя в качестве главных следующие: • реальные перспективы истощения невозобновляемых ресурсов земли;

[стр.,45]

Глана 2.
Объективные основы государственного регулирования экономики 45 авторитетом.
В частности, это произошло с теорией Дж.
Кейнса, притягательность которой в послевоенный период заметно уменьшилась.
Очевидно, что изменение масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер.
Довольно значительные исторические периоды, характеризуюшиеся его усилением, могут сменяться и сменяются периодами с иной направленностью этих процессов.
Но всегда сохраняется необходимость государственного регулирования экономики, если речь идет об обшестве смешанного типа, в котором неизбежно присутствует и государственный сектор экономики.
Государственное вмешательство в экономику, осуществляемое постоянно, хотя в разные периоды и с разной степенью интенсивности, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа.
История экономического развития даже такой страны, как США, в
отнощении которой прочно закрепился стереотип классической страны свободного рынка, свободного от давящего инициативу государственного вмещательства, также опровергает миф о том, что своим развитием Америка обязана неограниченной свободе частного предпринимательства.
Анализ, который предпринял известный американский историк А.М.
Шлезингер-младщий в очерке “Государственное регулирование и американская экономика”, убеждает, что государственное вмешательство чаще вовсе не препятствовало, а, напротив, способствовало экономическому развитию страны.
Начиная же с 30-х гг.
нашего века оно стало просто необходимым.
И вопрос заключается лишь в поиске меры такого вмешательства, которая под влиянием различных обстоятельств чрезвычайно изменчива.
“Традиция государственного вмешательства в экономику, — формулирует свой вывод Шлезингер-младший, — традиция столь же истинно американская и имеет столь же глубокие корни в национальной истории, будучи неразрывно связанной с именами наших величайших государственных деятелей и отражая американский дух и национальный характер, как и соперничающая с ней традиция неограниченной свободы личного интереса и частного предпринимательства”'.
Небезынтересен для понимания своеобразной волнообразности в государственном вмешательстве в экономику анализ причин его усиления, предложенный цитированным исследователем на основе изучения дел в США.
Первая причина расширения масштабов государственного вмешательства в экономику — стремление придать более гуманный характер современному обществу, основанному на конкуренции, т.
е.
гаранти' Шлезингер Артур М.
Циклы американской истории.
М.: Прогресс-Академия, 1992.
С.
367.


[стр.,47]

Глава 2.
Объективные основы государственного регулирования экономики 47 Главное отличие в процессах становления многосекторной экономики в России и в других странах состоит в том, что последние имели свободную рыночную экономику и на основе законов ее естественного развития переходили к формированию смешанной экономики, в которой государству отводилась довольно значительная регулирующая роль.
Иными словами происходило постепенное встраивание государства в процесс регулирования рыночной экономики.
Схематически в России переход к смешанному обществу предполагает совсем иную направленность процесса, иную последовательность шагов.
Это путь от государственной экономики через разгосударствление к формированию различных секторов экономики и в конечном счете к формированию рынка.
В этом процессе более значительна роль государства, поскольку оно охватывает всю экономику.
Спонтанный же переход к новой экономической системе на основе законов и механизмов рыночной экономики невозможен, поскольку нет самой рыН0ЧН011 экономики.
Независимо от нашего желания этот переход осушествляет государство.
Формирование многосекторной экономики в России вместо всеохватывающей государственной экономической системы означает значительное уменьшение роли государства в экономике наряду с изменением качественной природы его функций.
Но неизбежно возникает вопрос: возможно ли осуществление подобной работы самим государством? Положительный ответ на этот вопрос предполагает в качестве обязательного условия формирование действительно демократического государства.
Завершая рассмотрение экономической роли государства, его функций и методов в условиях перехода к смешанной экономике, следует подчеркнуть, что мировой опыт функционирования подобной экономики свидетельствует о несовершенстве таких институтов экономики, как государство и рынок.
Их несовершенство обусловлено, с одной стороны, тем, что оба
института ограничены в возможностях влияния на развитие экономики.
С другой
стороны, даже в рамках присущих им возможностей эти институты выполняют свои функции не идеально.
Поэтому мировая хозяйственная практика и пошла по пути совместного использования обоих названных институтов в качестве факторов экономического развития.

[Back]