Проверяемый текст
Мамонтов, Александр Александрович. Материальная основа государственного регулирования рыночной экономики : Теоретический аспект (Диссертация 2003)
[стр. 96]

96 На наш взгляд, партнерства государства и частного сектора следует отличать от приватизации.
Приватизация означает уход государства из экономики, ее отдельных сфер и производств.
Создание партнерств приводит лишь к передаче частному бизнесу части экономических, организационных и управленческих функций в отношении государственных объектов.
Но сами объекты остаются в собственности государства.
Государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство свой организационный опыт,
знания, ноу хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.
Экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные
товары и услуги при минимальных издержках.
Являясь участником соответствующих договоров, государство демонстрирует свою хозяйственную активность.
Его деятельность рассматривается как проявление государственного вмешательства и контроля над экономическими процессами.
В экономической литературе выделяют
следующие виды партнерств государства и частного сектора: контрактные отношения, лицензии, концессии и др.
Концессии носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности.
В концессиях частный сектор обладает полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий.
Тем не менее, у государства остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или законодательства, а также при необходимости защитить общественные интересы
в концессиях.128 эксплуатации государственных предприятий.
(Public-Private Partnerships: Financing а Common Wealth I Ed.
Weiss B.
Wash., 1985.
P.
67).
128 Юридическая и экономическая практика концессионных форм партнерства складывалась еще в средние века.
В Великобритании концессионное законодательство появилось в XVII в.
В США впервые концессии были выданы триста лет назад.
Во Франции закон о концессиях в сфере общественных услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное
[стр. 81]

81 ние на механизме максимизации прибыли частными корпорациями в результате реализации проектов в рамках партнерства с государством.164 При этом большинство исследователей отмечает противоречивый характер партнерств государства и частного сектора, который на практике часто принимает форму коррупции.
Третьи рассматривают партнерства как специфическую форму приватизации165.
На наш взгляд, ПГЧС можно рассматривать как определенный контракт между государством и частным бизнесом.
Контракты заключаются в целях реализации масштабных, национальных и международных общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг166.
Особенностью подобных образований является их временный характер, т.к.
они формируются на определенный срок для осуществления конкретного проекта и прекращают свое существование после его реализации.
В отличие от приватизации партнерства не предусматривает уход государства из экономики.
Создание партнерств приводит лишь к передаче частному бизнесу части экономических, организационных и управленческих функций в отношении государственных объектов.
Но сами объекты остаются в собственности государства.
Государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство свой организационный опыт,
знаWho Gets What and Why // Unequal Partnerships: The Political Economy of Urbane.
Development in Postwar America.
New Brunswick, 1989.
P.
1—11; Kitajima S.
Industrial and Regional Restructuring and Changing Form of Slate Intervention: The Development of Partnerships in Postwar Japan И International Journal of Urban and Regional Research.
1998.
№ 1; Kitajima S.
Political Economy of Integrative Apparatus of The State: Partnerships and Regional Development Planning in Japan // Review of Radical Political Economics.
1998.
№ 4.
P.
116—138 и др.) 64 Более подробно см.: Варнавский В.
Партнерство государства и частного сектора:
теория и практика // МЭ и МО.
2002.
Хе 7.
С.
28—37.
165 Например, авторы исследования «Партнерство государства и частного сектора: финансирование общественного благосостояния» считают, что партнерства — это полуприватизационные формы ведения хозяйства (semi-privatization).
(См.: Public-Private Partnerships: Financing a Common Wealth I Ed.
Weiss B.
Wash., 1985.
P.
67).
166 Партнерства также широко используются в качестве инструмента городского и регионального социальноэкономического развития на уровне муниципальных образований.


[стр.,82]

82 ния, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.
Экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные
общественные товары и услуги при минимальных издержках.
В экономической литературе выделяют
такие виды партнерств государства и частного сектора, как контрактные отношения, лицензии, концессии167 и др.
Применяются различные схемы партнерств, например: строительство управление — передача, строительство владение эксплуатация передача, проектирование строительство финансирование эксплуатация и др.168 В течение последних двух десятилетий в рамках 111 ЧС реализованы тысячи проектов.
Расширение сферы партнерских отношений нашло отражение в изменение институтов государственного регулирования.
В некоторых странах, например, в США, Великобритании169, Голландии, созданы специальные агентства, в Италии, Новой Зеландии — государственные корпорации, во Франции — ассоциации.
Положительный опыт партнерских форм отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью170, находит свое применение и в межгосударственных отношениях.
Например, укре167 Концессии носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности.
В концессиях частный сектор обладает полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий.
Тем не менее, у государства остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или законодательства, а также при необходимости защитить общественные интересы.

168 Кондратьев В.Б., Варнавский В.Г.
Концессии в экономике: страна, регион, город.
М.: ИМЭМО РАН, 2001.
С.
11.
169 В Великобритании в 1992 г.
была разработана специальная концепция управления государственной собственностью «Инициатива частного финансирования» (private finance initiative — PFI).
Предполагалось в рамках соглашении о партнерстве передать функции финансирования строительства, эксплуатации, реконструкции, управления и т.п.
государственных объектов производственной и социальной инфраструктуры частному бизнесу.
За 1992—2001 гг.
правительство Великобритании реализовало более 400 проектов на общую сумму свыше 19 млрд ф.
ст.
Были подписаны партнерские соглашения как в традиционных секторах (общественный транспорт и транспортная инфраструктура, информационные технологии и НИОКР, защита окружающей среды, градостроительство, правительственные здания и сооружения), так и в области социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования и повышения квалификации рабочей силы, поддержки социально уязвимых групп населения, преодоления чрезмерной социальной дифференциации в обществе.
В спектр партнерских отношений с частным сектором оказались вовлечены даже объекты правоохранительной и военной сфер: тюрьмы, военные казармы и военно-учебные заведения.
(Finance & Development.
2001.
V.
38.
№ 3).
170 Так, по оценке экспертов ОЭСР, партнерские формы отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью позволяют Великобритании экономить 15-20% государственных расходов.
(Issues and Development in Public Management: Surveys 1996-1997.
OECD.
Paris, 1998.
P.
44).

[Back]