жания культурно-образовательной направленности взаимодействия существующей в вузе гуманитарной среды и гуманитарного образования. Мировоззренческое и культурно-образовательное направления взаимодействия гуманитарного образования и гуманитарной среды реализуются в практике учебно-воспитательного процесса российских вузов через определенный познавательно-информационный, коммуникативный, социальнопсихологический механизм. Общим фоном, на котором развертывается его реализация, является конкретная деятельность преподавателя и соответствующих вузовских структур. В этом процессе большая роль, как известно, принадлежит личности преподавателя, который выступает основным субъектом коммуникативного механизма взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования. Педагогическое общение, основанное на взаимодействии систем «преподаватель-студент» и «преподаватель-студенческий коллектив», нуждается в особой культуре общения и благоприятном микроклимате. Коммуникативные межличностные отношения внутри этих систем более чем где-либо должны иметь гуманистический характер, ибо эта сфера деятельности требует не просто общения, но и знания особенностей развития личности, ее потребностей, интересов, стремлений и целей, а также взаимной психологической расположенности обучаемого и педагога. Именно поэтому культура общения как составная часть общей культуры является частью и культурно-образовательного пространства, в котором реализуется взаимодействие гуманитарной среды и гуманитарного образования. Гуманитарная среда российских вузов может стать воспитывающей, если осуществить обновление воспитательной системы по применению потенциальных возможностей взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования. При этом, надо помнить о том, что воспитательное влияние на студенческую молодежь, формирование ее мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, общей культуры будет эффективным, если учитывать социально-психологические особенности студенчества. 206 |
функционирования учебного заведения. Для этого требуется комплексное решение взаимосвязанных проблем в области: осуществления учебного процесса; организации быта, досуга и отдыха; художественного и научно-технического творчества; развития физической культуры и спорта; формирования здорового образа жизни. Важнейшими направлениями формирования гуманитарной среды являются также создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идеи педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма. Гуманитарная среда вуза, по мнению ученых, представляет собой духовно насыщенную атмосферу, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям. Гуманитарная среду высшего учебного заведения следует рассматривать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированной на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности. Наряду с общевузовской средой, включающей все направления деятельности данной педагогической системы, имеющей соответствующую материально-техническую инфраструктуру и решающую задачу подготовки специалиста, в нее включается социокультурная среда как часть общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на социальнокультурной инфраструктуре вуза, а также гуманитарная среда как часть социокультурной среды, определяемой получением мировоззренческого гуманитарного знания, формированием гуманистических ценностей личности. Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на процесс взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования по опыту мировой и отечественной образовательных систем являются: повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формирования новой личности специалиста XXI века; расширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира; возрастание роли общей и специальной информированности студента, необходимость решения проблемы определения принципов, отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их синтеза, подготовка новых учебников и учебных пособий; активное взаимодействие различных видов духовной культуры: науки, искусства, естественных и гуманитарных наук; существенные изменения во взаимоотношениях в системе "преподаватель-студент", "студент-преподаватель", что выражается в активном переходе от авторитарных методов общения к свободному партнерству, сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе. *Одной из важнейших функций системы высшего образования является культурно-образовательная направленность. П.А.Флоренский писал, что культура это среда, растящая и питающая личность. Культура целостна по своей природе и поэтому именно она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства общества и личности, целостности деятельности человека и духовнонравственных позиций общества. В связи с этим воссоздание значимости культуры, ее "культа" создает и объективную и субъективную возможность преодоления однобокости в развитии личности. Развивающийся в вузах процесс гуманитаризации создает условия для наиболее полного включения образования в целостную культуру общества, что способствует получению студентами методологических знаний в области философии, культурологии, теории и истории культуры и т.д. *Восстановление значимости культуры, освоение ее содержания, насыщение преподавания социально-гуманитарных, естественных и специальных наук знаниями из области общемировой и национальной культуры составляет основу для культурного и интеллектуального развития личности и содержания культурно-образовательной направленности взаимодействия существующей в вузе гуманитарной среды и гуманитарного образования. Мировоззренческое и культурно-образовательное направления взаимодействия гуманитарного образования и гуманитарной среды реализуются в практике учебно-воспитательного процесса через определенный познавательно-информационный, коммуникативный, социально-психологический механизм. Общим фоном, на котором развертывается его реализация, является конкретная деятельность педагога и соответствующих вузовских структур. В этом процессе большая роль, как известно, принадлежит личности педагога, который выступает основным субъектом коммуникативного механизма взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования. Педагогическое общение, основанное на взаимодействии систем "преподаватель-студент" и "преподаватель-студенческий коллектив", нуждается в особой культуре общения и благоприятном микроклимате. Коммуникативные межличностные отношения внутри этих систем более чем где-либо должны иметь гуманистический характер, ибо эта сфера деятельности требует не просто общения, но и знания особенностей развития личности, ее потребностей, интересов, стремлений и целей, а также взаимной психологической расположенности обучаемого и педагога. Именно поэтому культура общения как составная часть общей культуры является частью и культурно-образовательного пространства, в котором реализуется взаимодействие гуманитарной среды и гуманитарного образования. Гуманитарная среда и гуманитарное образование не могут не быть воспитывающими структурами и звеньями специфической целенаправленной системы воспитания в высшей школе. Одним из важных направлений обновленной системы воспитания может стать наиболее эффективное использование потенциальных возможностей взаимодействия гуманитарной среды и гуманитарного образования. Но при определении значения воспитательного влияния данного взаимодействия на студенческую молодежь, формирование ее мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, общей культуры следует иметь в виду ряд существенных социально-психологических особенностей студенчества. К важнейшим особенностям данной социальной группы в настоящее время следует отнести изменение идеологии личности, ее ценностномировоззренческих ориентаций. Это связано, прежде всего, с тем, что современное студенчество как часть нашего общества переживает и отражает те же специфические противоречия и трудности, что и страна в целом, развивающаяся в условиях переходной экономики. Специфика личности молодого человека проявляется и в том, что у определенной части студенческой молодежи на первый план выдвигаются экономические мотивы и стимулы его жизнедеятельности. Поэтому взаимоотношения в обществе деловые, личные, общественные зачастую рассматриваются через призму материального интереса. Изменение ценностно-мировоззренческих ориентаций связано также и с деформацией социального пространства. |